Не испугались цифры. Сегодня, тринадцатого ноября, состоялось торжественное открытие обхода вокруг Иркутска. О необходимости строительства этой дороги начали говорить давно, еще в девяностых. Возвели же - за три года. Приняли участок трассы губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, министр транспорта России Игорь Левитин и глава госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов. Подробности - у Никиты Добрынина.
Дорожный знак - как знак того, что теперь понятия "М-53" и "Иркутск" не объединены. Построить объездную вокруг города приказал более трех лет назад Владимир Путин. Видимо поэтому колонну, которая протестировала дорогу, возглавляла та самая желтая "Калина", с помощью которой уже испытали трассу "Амур-Хабаровск". "В течение этих лет были сданы обходы вокруг Красноярска, Новосибирска, и вот дошла очередь до Иркутска. Красивая дорога, красивое место", - говорит Игорь Левитин, министр транспорта России.
Проектировщик Людмила Пуляевская - одна из тех, кто начинал этот проект. Говорит, что самым сложным было обоснование инвестиции, ведь их объем - два миллиарда рублей. Аргументов было много, в том числе то, что на улицах, где проходит транзитный транспорт, случается на 50% больше ДТП. Да и выхода другого у города не было. "Реконструкцию улиц в этом месте провести невозможно, потому что здесь капитальная застройка, а по Маяковской и Кайской, там, где улица Сергеева, путепровод через железную дорогу", - объясняет Людмила Пуляевская, проектировщик "Иркутскгипродорнии".
Теперь же транзитный транспорт экономит примерно полтора часа и шестнадцать километров пути. Для этого строители за три года провели только земляных работ - объемом в четыре с половиной миллиона кубометров. А это немногим меньше, чем при возведении иркутской ГЭС. "Люди здесь работали круглые сутки, и днем и ночью, и техника здесь тонула потому, что грунт непростой, сложный, болотистый, и скалы, и взрывали много. И люди все построили от души, не за страх, а на совесть", - рассказывает Сергей Тэн, генеральный директор ЗАО "Труд".
И по трассе двинулась колонна автомобилей. Впереди все та же желтая "Калина", а затем сотрудники ЗАО "Труд" на грузовиках.
В следующем году по плану правительства Иркутской области на дороги внутреннего пользования потратят чуть более миллиарда рублей. Как отметил губернатор Приангарья Дмитрий Мезенцев, это начало новой эры в сфере отношения к инфраструктуре региона. "Мы хотим, чтобы эти усилия, эти деньги дополнили то активное, внимательное и последовательное поведение и отношение, которое показывает министерство транспорта, Росавтодор, поддерживая наш план развития региона", - говорит Дмитрий Мезенцев, губернатор Иркутской области.
В одной из машин автоколонны на приборной панели стоял стакан с водой. Как мерило того качества, с которым необходимо строить дороги. И ведь не пролилось.