Они хрупкие, как стекло, неповторимые, как коды ДНК и красивые, как истинные произведения искусства. Речь о художественных и ювелирных эмалях. На протяжении нескольких веков это искусство сохраняет свою уникальность и ценность. Еще и потому, что мастеров-эмальеров в России - единицы. Один из них живет и работает в Иркутске.
Умение рисовать, аккуратность и терпение - вот то, что необходимо для работы с эмалями. Уникальные произведения искусства рождаются в маленькой мастерской на окраине Иркутска. Ее хозяйка, Татьяна Марченко, окончила геологический факультет Иркутского технического университета, затем стажировалась у именитого мастера в Петербурге. В родной Сибири премудростям эмального дела не учат. Да и во всей России едва ли наберется пара десятков таких умельцев. Во-первых, процесс слишком затратный: эмальную палитру приходится заказывать из Франции, Австрии и Англии. Во-вторых, он трудоемкий. На то, чтобы подготовить металлическую пластину к росписи, уходит в среднем 3 дня. Особо ответственен этап обжига. Температура в специальной муфельной печи должна подняться до 850-ти градусов. А дальше - засекаешь время и терпеливо ждешь, пока расплавится слой порошка. Передержать или недодержать пластину нельзя - эмаль должна получиться определенной консистенции. Таких обжигов, прежде чем изделие будет готово, предстоит от трех до семи. В общем, целая наука. Специально для нашей съёмочной группы Татьяна сделала несколько заготовок, которые иллюстрируют процесс создания эмали. "Из медной пластины вырезается кружочек или квадрат, выколачивается, чтобы была идеальная выпуклая форма, потом наносится контур на внутренний слой, а на внешний наносится эмаль в несколько этапов, обжигается, и уже на последнем этапе наносится рисунок", - рассказывает Татьяна Марченко, эмальер.
Одну из работ Татьяна готовит специально к 350-летию Иркутска. Копирует рисунок с репродукции старого городского пейзажа. В работе мастер использует только беличьи кисти. Они, в отличие от колонковых или медвежьих, позволяют особенно аккуратно растушевывать краски. До обжига на эмалевой поверхности изображение легко стирается: любое неосторожное движение - и картинка будет испорчена. Кроме того, данный творческий процесс требует почти стерильной обстановки. "При обжиге эмалей должна быть идеальная чистота. На пластину не должно попасть ни ворсинки, ни пылинки. Потому что, когда обжигаешь, эти места выгорают, и остаются белые пятна, их уже никак не уберешь, надо будет заново начинать работу", - говорит Татьяна Марченко.
В Иркутске свои эмали Татьяна Марченко еще не выставляла. Несмотря на многолетний опыт, она называет себя начинающим мастером и пока не решается демонстрировать свое творчество землякам. А вот в Петербурге ее работы, выполненные в соавторстве с другими эмальерами, уже демонстрировались. И получили высокую оценку профессионалов. Сейчас Татьяна готовит серию эмалей с изображением знаков восточного гороскопа. А еще - подыскивает себе преемника, которому сможет передать секреты своего мастерства. Девушка собирается менять место жительства и очень надеется, что Иркутск не останется без эмальера.