Пассажирские перевозки по области упорядочат

00:00, 11 ноября 2010 г.

Иркутские ученые подводят итоги мониторинга пассажиропотока в Иркутской области. По заданию правительства Приангарья нужно было оценить качество перевозок людей, количество маршрутов, а также необходимость введения новых. Все эти данные станут основой для создания областного закона о междугородних пассажирских перевозках, который настоящий момент находится в стадии разработки.

Доцент Максим Шаров создает виртуальный город. Город своей мечты - где нет пробок. Все логично и аккуратно. Эту компьютерную игру на конференции в Петербурге иркутянам подарили немецкие студенты. В Германии в "Мобилити" играют почти во всех транспортных вузах. Она - в обязательной программе обучения. Потратив 100 миллионов евро, надо создать дорожные развязки, возвести жилые дома, школы и заводы. Купить транспорт. Выбрать вместимость, интервал движения, маршруты. Все ошибки компьютер фиксирует и настоятельно просит устранить.

Реальность от компьютерного рая далека. В этом еще раз убедились - говорят в техническом университете, - когда этим летом, по заданию регионального правительства, начали оценку пассажиропотока по области. Сколько человек прибывает в Иркутск на общественном транспорте каждый день? Откуда едут? С какой целью? Надо было вычислить востребованность конкретных маршрутов. Состояние автопарка. Просчитать время, которое тратят люди на дорогу. Некоторые результаты уже получены. Самые загруженные направления - Шелехов, Марково, Ангарск. "Не зря же ходили предложения по агломерации Иркутск-Ангарск-Шелехов. Не бывает дыма без огня. Именно из-за популярности направлений", - говорит Максим Шаров, доцент кафедры менеджмента на транспорте ИрГТУ.

Мониторинг еще не закончен. На обработку данных может уйти целый год. Как говорят ученые, хотелось бы еще проанализировать движение пригородного железнодорожного транспорта и личных авто. И все ради того, чтобы навести порядок на рынке межмуниципальных перевозок.

Помочь призван и новый областной закон, который должен обязать перевозчиков соответствовать определенным техническим параметрам. Например, контролировать передвижение автобусов хотят через спутниковую систему наблюдения на базе ГЛОНАССа. "Прежде всего требуется ввести диспетчеризацию. Один из мотивов - жалобы пассажиров на перевозчиков, которые по каким-либо причинам не выполняют свои функции. Например, было холодно, автобус не приехал, поселок без связи остался. То есть это попытка упорядочить рынок перевозок и повысить качество услуг", - рассказывает Александр Михайлов, профессор кафедры менеджмента на транспорте ИрГТУ.

Такие требования многим перевозчикам, особенно небольшим, могут прийтись не по нраву. Ведь, например, навигационное оборудование стоит недешево. "Ладно, если большой автопарк - еще можно подумать - ставить, нет. А если один - для чего мне навигация? Я прибыл. В путевом листе мне здесь поставили отметку. И все. А если навигацию ставить - это какие же затраты! И так транспортное средство дорогое. Не знаю..." - рассуждает Игорь Федосеев, водитель автобуса "Качуг-Иркутск".

Комфорт и безопасность пассажиров. Рациональные маршруты. Ответственные водители. К этому состоянию должен привести сферу перевозок областной закон. В других регионах - Ростове-на-Дону, Казани - этот рынок уже стал более цивилизованным. А когда - у нас?

Внести на рассмотрение регионального парламента законопроект о межмуниципальных автоперевозках планировалось в сентябре-октябре. Но, как нам стало известно, документ до сих пор находится на доработке в правительстве Иркутской области. В заксобрание его представят в конце этого или начале следующего года.