Все началось 24 июня 1925-го - в тот день в городе совершили посадку 6 авиалайнеров грандиозного перелета по маршруту Москва - Иркутск - Улан-Батор - Пекин. В декабре 1954-го аэропорт получил статус международного. В 2008-м там удлинили взлетно-посадочную полосу. А в 2009-м открыли новый терминал внутренних авиалиний. Какие приоритетные задачи ставит перед собой предприятие сегодня, и как собирается праздновать юбилей?
Четырехэтажный корпус аэровокзала внутренних авиалиний. Инженер-строитель Татьяна Подлесная рассказывает, как тут все будет после открытия. На первом и втором этажах оборудуют бизнес- и VIP-зоны для обслуживания пассажиров, санитарно-карантинный пункт, камеры хранения, комнату матери и ребенка. На третьем разместятся представительства авиакомпаний и служебные помещения. А на четвертом, возможно, появится ресторан с видом на перрон. Площадь этого пристроя - 2 700 квадратных метров. Сдать его в эксплуатацию планировали еще в прошлом году, но на завершение строительства не хватило средств. Когда работы возобновятся, сказать сложно. На это требуется около 150 млн. руб. Сейчас предприятие пытается привлечь кредит. Впрочем, процесс не стоит на месте. "В эти выходные мы завершили работы по наружному благоустройству территории вокруг пристроя. Был демонтирован строительный забор. Что касается внутренних работ, то с момента их начала пройдет 4 месяца и полная реконструкция этого здания будет завершена", - сказала Татьяна Подлесная, инженер-строитель ФГУП "Аэропорт Иркутск".
Достроить этот корпус - приоритетная задача. Впрочем, и других забот хватает. Продолжается реконструкция аэродромных покрытий, ведется ямочный ремонт взлетно-посадочной полосы. Более глобальные работы - реконструкцию водосточно-дренажной сети, строительство ливневых стоков, укладку свежего асфальта - "взлетка" увидит, скорее всего, уже в следующем году. Или в 2012-м. Общий объем инвестиций - более миллиарда рублей. Что касается удлинения полосы, то этого пока не требуется. 3565 метров вполне хватает для того, чтобы сюда садились "Боинги" и "Аэробусы". Сейчас рабочие укладывают асфальт на стоянках воздушных судов. Это делается для безопасности и комфорта - все точно так же, как и на автомобильных дорогах: меньше трещин и стыков – больше удовольствия. Только разметка тут посложнее: красным обозначены места стоянки самолетов, желтым – ось руления воздушных судов, белым – проезды для наземной техники. Стоимость этих работ - 9 млн. рублей. "Это деньги предприятия, которые могли бы пойти на закупку техники, но состояние аэродромных покрытий такое, что не вкладывать деньги в их ремонт мы не можем", - говорит Алексей Рендоревский, директор по строительству и реконструкции ФГУП "Аэропорт-Иркутск".
Впрочем, технику все же закупили: подъемники, багажные тележки, автобусы для пассажиров. С начала этого года аэропорт перевез почти 360 тысяч человек. Наиболее популярными направлениями, помимо российской столицы, стали Пекин, Бангкок, Анталия. Наверняка, будут востребованными и прямые рейсы на курорты Краснодарского края – они появятся в маршрутной сетке с конца июня, а так же в Сеул и Манчжурию, которые запустят в июле. С сентября здесь планируют начать беспосадочные перелеты и в Египет. А вот открытия направления "Иркутск-Мюнхен" пока придется подождать. Переговоры с потенциальным перевозчиком затянулись. "Есть объективные причины, по которым сложно открыть этот рейс. Это мировой финансовый кризис, который очень повлиял на финансовую сторону европейских перевозчиков. Также и внутренние проблемы - такие, как оформление виз", - отметил Юрий Курдюков, коммерческий директор ФГУП "Аэропорт Иркутск".
Сейчас в маршрутной сетке иркутского аэропорта порядка 30 направлений. А в ближайшее время предприятие намерено заняться и туристической деятельностью. В общем, планов хватает. Впрочем, самые ближайшие - это празднование юбилея.
Свое 85-летие "Аэропорт-Иркутск" отметит 24 июня. Всех любителей авиации и не только будут ждать здесь - в аэровокзале внутренних авиалиний - ровно в 8:00. Программу праздника организаторы пока держат в секрете. Но уверяют: такого местные пассажиры еще не видели.