Династии иркутского Аэропорта

00:00, 02 июня 2010 г.

Как известно, историю любого предприятия пишут люди. Сегодня в иркутском аэропорту трудятся более полутора тысяч человек и несколько семейных династий. Общий стаж работы некоторых из них - более 200 лет.

Записать интервью с зам. начальника диспетчерской службы Евгением Еловским не так-то просто. На его рабочем столе без конца звонят телефоны, срабатывает рация. В эту небольшую комнату стекается абсолютно вся информация о рейсах, прибывающих в аэропорт или убывающих из него. Большие суда, такие как "Боинги" или "Аэробусы", выходят на связь с диспетчерами, как правило, на расстоянии 250 км. до "взлетки". Пилоты запрашивают погоду, сообщают информацию о количестве груза и пассажиров на борту, о том, понадобится ли "скорая помощь" или милиция. В сутки тут встречают и провожают более 30 рейсов. Информация о каждом отображается на мониторе: в синей строке - марка самолета, номер судна и стоянки, на которой он припаркован, маршрут следования, а также время прибытия и вылета. Кстати, аэропорты всего мира используют в работе время по Гринвичу. Это + 9 часов к иркутскому. В таком многообразии данных, кнопок и мониторов сложно не запутаться, но ошибаться и мешкать диспетчеру нельзя. Тем более, когда речь идет о внештатных ситуациях. "В прошлом году в нашей зоне был Боинг-747 - самый большой пассажирский самолет в мире. Он летел из Лондона в Сингапур, и в районе Иркутска пассажиру стало плохо и борт запросил экстренную посадку у нас в Иркутске. И хотя такие самолеты у нас не летают, но наши службы подготовились и приняли этот самолет", - рассказал Евгений Еловский, зам.начальника ПДСА.

До того, как стал диспетчером, Евгений Еловский 30 лет отлетал за штурвалом. При виде родных "АНов" у бывшего пилота до сих пор щемит сердце. Правда, теперь он появляется на этой стоянке только тогда, когда его совет нужен сыну. Сергей пошел по стопам отца. Уже 15 лет он пилотирует эти машины. Ободранная краска на фюзеляже - следы града, поясняет пилот. На север области он летает несколько раз в неделю, и о своем самолете знает буквально все. Перед выходом в небо традиционно осматривает каждую деталь. Любовь к авиации у него в крови - в аэропорту работала бабушка, трудятся отец и мама, тети и дядя. Общий трудовой стаж династии Еловских - 207 лет. Поэтому здесь Сергей чувствует себя как рыба в воде. И с нетерпением ждет момента, когда поднимет свой самолет на привычные 5 тысяч метров. "Бывают очень красивые виды: и рассветы, и закаты, и ночи. Красиво... ", - делится впечатлениями Сергей Еловский, командир воздушного судна.

Тем временем, на соседней стоянке приземлился красавец-"Боинг". Полет прошел отлично, и довольные пассажиры спускаются с трапа. Напряжение позади, теперь можно расслабиться. А вот для наземных служб работа только начинается. Одновременно судно обслуживает два десятка человек. За каждым внимательно наблюдает представитель другой авиационной династии - Николай Гениевский. Он - начальник инспекции по обеспечению безопасности полетов и обязан строго контролировать весь процесс: выгрузку багажа, загрузку бортпитания, заправку самолета топливом, водой и спецжидкостями, технический осмотр и даже качество уборки салона.

В иркутском аэропорту Николай Гениевский работает с 1966 года. Пришел на должность авиатехника. Обслуживал Ан-2, ИЛ-14, ТУ-104. А через несколько лет на этих же самолетах тренировал курсантов в качестве преподавателя иркутского авиационного училища. Чтобы лучше вникнуть в тонкости профессии, в 90-х годах прошел стажировку в Америке. На память о ней остались фотоснимки. К своей работе Николай Александрович относится ответственно. Да и как иначе, если речь идет о безопасности? "Всегда нужно быть бдительным, быть начеку, все видеть и правильно расставлять акценты. Бывают серьезные нарушения, бывают не очень. Всегда можно предупредить, а в крайнем случае – наказать", - отметил Николай Гениевский, начальник инспекции по обеспечению безопасности полетов.

Кстати, Николай Гениевский - первый в авиационной династии. Сейчас в аэропорту работает его невестка и два сына. Александр - один из них: представитель авиакомпании. Его рабочий день начинается в три часа ночи: несколько раз в неделю он провожает в путь утренний рейс до Москвы. А потом, в течение суток, встречает еще 4-5 самолетов. Этот, например, следовал по маршруту Сургут-Екатеринбург-Новосибирск-Иркутск. Прибыл без опоздания. Кормили и обслуживали в полете хорошо. Конфликтов на борту не было. Поэтому нет и нареканий от пассажиров. Но если отклонения от графика случаются - решать проблему приходится представителю авиакомпании. "Самолет сломался. Если задержка больше 2 часов, мы предоставляем прохладительные напитки. Если больше 4 часов - горячее питание. А если больше 6-ти - размещаем пассажиров в гостинице. Если у людей, например, сорвала стыковка рейсов, решаем вопрос о доставке в пункт назначения", - пояснил Александр Гениевский, представитель авиакомпании.

В иркутском аэропорту сегодня работают более полутора тысяч человек, и около десятка разных династий: Вобликовы, Рендоревские, Левины, Касьяновы и другие. Все как один говорят: об авиации мечтали с детства.