О боевых заслугах иркутских летчиков вспоминали сегодня в музее истории городского аэропорта

00:00, 05 мая 2010 г.

10 героев Советского Союза, сотни атак, проведенных с воздуха, десятки успешно выполненных секретных операций - таковы боевые заслуги иркутских летчиков. О них вспоминали сегодня в музее истории городского аэропорта на встрече с ветеранами.

К началу войны иркутский аэропорт уже насчитывал 16-летнюю историю. Выполнялись полеты в Якутию и северные районы области, на авиамагистрали Москва - Владивосток. Только за 1940-й год было перевезено почти 4 тысячи пассажиров, 95 тонн почты и несколько десятков тонн груза. Однако в планы авиаторов вмешалась Великая Отечественная. На второй день войны гражданская авиация была переведена на военное положение. Самые опытные летчики и бортмеханики ушли на фронт, причем многие - добровольно. В основном служили в дальней авиации. А силы тех, кто остался, в 1942-м были брошены на создание особой воздушной авиалинии Аляска - Сибирь. Иркутский участок построили в рекордно короткие сроки - за 6 месяцев. В общей сложности летчики перегнали для фронтов более 8 тысяч боевых и транспортных самолетов. Фотографии тех, кто принимал участие в освоении трассы мужества - теперь в экспозиции музея истории иркутского аэропорта. Впрочем, не только они. Среди многочисленных снимков есть тот, который прославился на весь мир. Вот он. Особое внимание - надписи на фюзеляже: "Куплено на личные средства экипажа". Предыстория такова: "Командир Самолета Чайко со своим экипажем решили отправиться на фронт добровольцами. Писали письма и заявления, но их не брали. И тогда они решили поступить так: заняли денег у друзей и родственников и купили самолет. Сделали надпись, и это фото облетело все газеты и журналы", - рассказала Татьяна Кошелева, директор музея истории ФГУП "Аэропорт-Иркутск".

После войны экипаж Георгия Чайко вернулся в Иркутск, где и остался работать. Сегодня большинства из тех, кто воевал с воздуха, уже нет в живых. А те ветераны-авиаторы, что остались, почти не выходят из дома - возраст. Да и здоровье подводит. Поэтому сегодня в музее иркутского аэропорта собралась "молодежь" - так в шутку называют себя эти люди. Им довелось работать в авиации уже в послевоенное время. Один из таких - Николай Михайлович Нояренчук. Фронтовые годы он провел в составе 164-й стрелковой дивизии. Под руководством маршала Жукова участвовал в уничтожении сычевско-ржевской группировки противника. Позже был направлен на 3-й Украинский фронт, в минометно-артиллерийский полк. Проявил себя в боях за освобождение Югославии, Венгрии и Австрии. А после войны решил, что хочет летать. Окончил Краснокутское летное училище, переехал в Иркутск. Сначала был командиром экипажа на Ил-12: за штурвалом осваивал Восточную Сибирь и Якутию. Затем научился пилотировать Ан-10. С этого времени география полетов расширилась. "Облетал вдоль и поперек весь Советский Союз, в Монголии работал. Потом переучился на Ту-104 и еще 9 отлетал по основным направлениям - Москва, Ленинград, Ташкент", - вспоминает Николай Нояренчук, ветеран ВОВ.

Поздравить ветеранов-авиаторов сегодня пришли воспитанники детского дома. Исполняли стихи и песни о войне. Пока эти дети еще не совсем понимают то, о чем поют и говорят. Однако пройдет время, и они осознают и фронтовую историю, и смысл подвигов, совершенных прадедами во имя Победы.

"Еще тогда нас не было на свете,

Когда салют гремел из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Прекрасный май, великий май!"