В студии областного краеведческого музея сегодня открылась выставка, которую составили сразу из нескольких коллекций. Это совместный проект трех разных музеев - истории Бурятии, Бурятского научного центра СО РАН, а также Кяхтинского краеведческого, в фондах которых самые ценные в мире экспонаты, относящиеся к эпохе гуннов.
Сначала музыкальный подарок от западных бурятов - восточным. Иркутский ансамбль "Аянга" на правах хозяев встречает гостей. Выставка - из фондов двух музеев Бурятии и одного Кяхтинского - до этого уже демонстрировалась в Бельгии и Китае, в Приангарье впервые. Привезли почти 400 экспонатов. От наконечников стрел до женских украшений, от керамической посуды до рыболовных снастей. Для наглядности - стенды с фотографиями и карты. Лариса Ярославцева показывает, как империя гуннов зарождалась на территории современной Монголии и юге Бурятии. Как шанъюй Модэ в конце третьего века до нашей эры закладывал основы государства. "Вот эти основные племена - дунху, юэджи, жунны - одни из первых, которые покорил Модэ. Затем империя его расширилась и стала занимать огромную территорию от берегов Желтого моря до Средней Азии. От берегов Байкала до Ордоса", - рассказывает Лариса Ярославцева, заведующая сектором археологии Музея истории Бурятии им. М. Хангалова.
Для защиты от набегов именно гуннов китайская империя Хань в свое время построила знаменитую Стену. Признала их государство и вынуждена была выплачивать дань. Еще многие исследователи считают, что толчок "великому переселению народов" дали тоже гунны, чьи потомки добрались до Европы. Первые же археологические стоянки, связанные с этими племенами, нашли недалеко от Кяхты - в конце 19-го века. Если раньше о гуннах (у китайских летописцев "хунну", "сюнну") говорили только как о кочевниках и варварах, то теперь узнали совершенно новое. Те вели оседлый образ жизни - разводили свиней, сеяли ячмень и просо. Знаменитое Иволгинское городище уже советские археологи изучали два десятилетия. "Городище как таковое, это было несколько десятков полуземлянок - где-то на метр-полтора вглубь. Делалась двускатная крыша, которая застилалась дерном. И в самом дальнем северо-восточном углу ставилась каменная печь. И делался вдоль стены из каменных плит дымовод", - говорит Эржэна Найданова, заведующая выставочным сектором Музея Бурятии им. М. Хангалова.
Один зал - под исторические экспонаты. В соседнем - графика улан-удэнского художника Цырен-Намжила Очирова. Среди героев его картин и гунны тоже. Однажды придя на выставку Очирова, руководитель Бурятского театра кукол "Ульгэр" вдохновился идеей спектакля, в основу которого легла легенда о древнем народе. "И некоторые куклы - они почти один в один, только в объеме - сделаны похоже на персонажей, героев картин Цырен-Намжила Очирова", - отметил Эрдэни Жалцанов, художественный руководитель Бурятского театра кукол "Ульгэр".
Спектакль "Поющая стрела" в 2006-м стал обладателем национальной театральной премии "Золотая маска". В репертуаре "Ульгэра" еще будут этнические постановки, заверил режиссер. А вот ученые не так оптимистичны. В связи с кризисом, рассказывают они, на территории Бурятии практически не ведутся археологические раскопки. Между тем Тайны империи гуннов раскрыты далеко не все.