Ее история официально началась 9 февраля 1923 года, когда Совет Труда и Обороны принял постановление об организации Совета по гражданской авиации при Главвоздухфлоте. В Иркутском аэропорту к этой дате приурочили открытие выставки "Самолет времени".
Эту дату здесь чтят особо - ведь "Аэропорт-Иркутск" только лишь на два года моложе гражданской авиации России. Ей сегодня 87, а ему скоро исполнится 85. За эти годы было столько значимых и ярких событий, что уже можно смело заводить штатного летописца. А пока история авиации - на фотографиях и в лентах кинохроники.
На этих кадрах - первая посадка в Иркутске ТУ-134, встреча первого миллионного пассажира, первый полет по маршруту Иркутск-Якутск. Кстати, тогда, в 1948-м для республики Саха это было событием столь крупного масштаба, что на улицах расклеивали афиши с объявлением о том, что в городе сядет воздушное судно. Николай Гениевский тоже может рассказать ни об одной важной вехе. Он пришел работать в иркутский аэропорт в 1966 году, на должность авиатехника. Вспоминает: тогда приходилось обслуживать Ан-2, ИЛ-14, ТУ-104. А через несколько лет на этих же самолетах он уже тренировал курсантов - в качестве преподавателя иркутского авиационного училища. Сейчас Николай Александрович - начальник инспекции по безопасности полетов. И по должности, и по собственным убеждениям - в надежность гражданской авиации верит безоговорочно. "Мне сложно поверить в то, что человек может бояться летать на гражданских судах. Ведь они имеют троекратный запас прочности, троекратное резервирование систем и все эти системы достаточно надежные, поэтому летать безопасно", - уверен Николай Гениевский, начальник инспекции по безопасности полетов ФГУП "Аэропорт Иркутск".
А на этих стендах - фотоматериалы разных лет: это и старые снимки, иллюстрирующие развитие "Аэропорта-Иркутск", и современные работы, отображающие его настоящее и будущее. Их авторы - участники споттинг-сессии. В ноябре прошлого года иркутских фотографов на несколько часов допустили на взлетно-посадочную полосу, где они могли снимать практически без ограничений. Среди тех, кому довелось увидеть авиационную "кухню" - Ярослав Гильмуллин. По специальности он связист, по призванию - фотограф. Вот его снимки. Остальные в большом количестве висят дома, признается Ярослав. Страсть к авиации он питает с детства. "Аэропорт, как известно, очень закрытая структура, и о том, что внутри, можно только догадываться и узнавать по отрывочным сведениям. Поэтому мне была интересна вся изнанка - от самолетов и инфраструктуры до служб обслуживания аэропорта", - отметил Ярослав Гильмуллин, фотограф-любитель.
Свое видение гражданской авиации представили и воспитанники школы искусств N 10 в рисунках. Если б все самолеты на самом деле раскрашивали в такие яркие цвета, то летать на них было бы гораздо приятнее - уверены юные художники. Также в экспозиции - светосигнальное оборудование, макеты воздушных судов и некоторые профессиональные атрибуты. Вход свободный.
Кстати, на этой выставке можно не только познакомиться с экспонатами, но и почувствовать себя авиаторами. Например, прокатить тележку стюардессы или примерить фуражку пилота. Экспозиция в иркутском аэропорту будет работать с 8 до 11 утра и продлится до выходных.