Глубоководные аппараты "Мир-1" и "Мир-2" завершили сезон исследований

00:00, 04 сентября 2009 г.

Глубоководные аппараты "Мир-1" и "Мир-2" завершили сезон исследований. Досрочно. Это стало известно буквально пару часов назад. Напомним, последней находкой гидронавтов в районе Южного Байкала стали остатки вагонов железнодорожного состава. Предположительно времен Гражданской войны. На поверхность удалось поднять обломки вагонов и ящиков. Сегодня участники экспедиции планировали искать на дне озера ни много, ни мало - "золото Колчака". Урожайными ли оказались поиски?

До места участники экспедиции добирались почти восемь часов. Заключительное погружение интриговало всех. Историков, океанологов, журналистов. Вблизи 121 километра Кругобайкальской железной дороги глубина озера составляет 1340 метров. Задача батискафов на этот раз - найти "золото Колчака". Предпосылки есть. В руках у кандидата исторических наук Алексея Тиваненко находки "Миров" недельной давности. Тогда со дна Байкала подняли обломки поезда - ребро жесткости, кусок ручной тормозной системы. Этот состав, не исключают краеведы, и вез золото. "Мы достали наиболее цельные куски. А там ведь обломки есть. И они из камней торчат. И создают впечатление реального золотого слитка".

Отрезок Кругобайкалки, где предположительно потерпел крушение поезд с золотом Колчака, самый сложный - 74 километра, 42 тоннеля, 400 мостов. Этот участок для большевиков мог быть самым удобным для задержания. Есть сведения, рассказывает историк, что несколько слитков золота местные жители нашли. "У жителей села Баклань лет 40 назад я видел один слиток золота, которым хозяйка капусту квасила. Я еще посмотрел, а потом дедушка говорит, что это муляж. Оказалось, что в том золотом запасе значительная часть представляет муляжи", - говорит Алексей Тиваненко, кандидат исторических наук.

Перед тем, как опустить аппараты на глубину, их тщательно исследуют. Работают специалисты по гидравлике, навигации. Через несколько часов выясняется: один из батискафов неисправен. "Насадка, главный двигатель не выполняет алгоритм, заданный ему с пульта управления. Для этого делается специальная предпусковая проверка. И сейчас производится ремонт этого дела. Но так как погода свежая очень, это лучше делать возле берега. Поэтому мы возвращаемся", - сказал Евгений Черняев, командир подводного аппарата, Герой России.

Но, как говорится, все, что ни делается - к лучшему, комментируют гидронавты. Сентябрь - месяц штормов на Байкале. И даже исправные аппараты отпускать в "большие волны" опасно.

Это Байкал не принимает, сетуют участники экспедиции. И вспоминают, как в июне прошлого года при погружении в сильный шторм батискаф ударился о баржу.

"Золотую" экспедицию в этот году провести не удалось. Еще неизвестно, будет ли вообще продолжен проект "Миры на Байкале". "Я, как руководитель этого проекта, буду обращаться в Академию наук, в правительство, чтобы нам продолжить работы на следующий год. Потому что необходимо и с научной точки зрения работы продолжать. Устали и аппараты и люди. Такое количество погружений, напряжений", - заявил Артур Челенгаров, руководитель экспедиции "Миры" на Байкале.

Помимо "золота Колчака" у организаторов есть еще одна мечта - поднять со дна Байкала казну кяхтенских купцов. Место, где монеты лежат, "Миры" знают - вблизи Слюдянки.