Фигуры высшего пилотажа для тысяч зрителей

00:00, 31 августа 2009 г.

В честь своего юбилея Иркутский авиационный завод накануне открыл свои двери всем желающим. Посетители могли не просто посмотреть на экспонаты, но и понаблюдать боевые машины в действии. За штурвалами находились герои России.

Абракадабра, бочка с падением на хвост, десять витков штопора. Для "разогрева", фигуры высшего пилотажа на спортивном-ЯК 55 М выполняет командир самолетного звена иркутского аэроклуба Игорь Ткаченко. Его машина участвовала в различных соревнованиях. Задача сегодня не просто продемонстрировать сольный пилотаж, а поздравить собравшихся с праздником. "Вот специальный текст на лобовом стекле наклеен. Его составляли жена, дочь вчера целый вечер. Чтобы коротко, грамотно и лаконично поздравить", - рассказал Игорь Ткаченко, командир самолетного звена иркутского аэроклуба.

До основного представления еще несколько минут. Однако они проходят незаметно. То и дело в воздухе красуется поисково-спасательный вертолет МИ-17. С замиранием сердца зрители смотрят на спускающихся парашютистов.

По очереди на взлетную полосу выходят СУ-25,СУ 30 КН, СУ 30 МКИ, ЯК 130. Аэродром, на время превратившийся в зрительный зал, притих в ожидании. Демонстрация СУ-25. Самолет-штурмовик. В народе, "грач".

И вот гордость иркутского авиазавода. В спарке летят СУ 30 МКИ и СУ 30 КН. Этим истребителям завидует весь мир. За штурвалом СУ 30 МКИ - герой России Вячеслав Аверьянов. Самолет создавался с нуля, в тесном сотрудничестве с Индией. В том числе туда их и поставляют.

ЯК 130 - новый шаг в развитии авиазавода. Первый раз эта машина поднялась в небо месяц назад. Сегодня выполняет фигуры высшего пилотажа. Уже в следующем году самолеты начнут поставлять в Алжир. За штурвалом тоже герой России Роман Таскаев. "Очень сильно понравилось последнее выступление СУ-самолетов. Просто гордость за людей, которые это делают, и за то, что наши земляки делают такие самолеты", - сказала Виктория Дементьева, зритель.

Это была основная часть программы. Затем все желающие могли посмотреть на выставленные экспонаты. Не только снаружи, но изнутри. Самолет-амфибия БЕ-200, пассажирский АН-24, транспортный АН-12. "Я бы хотел быть летчиком. Но не пассажирского самолета, а военного. Потому что военный самолет мне больше нравится. А лучше всего не самолета, а вертолета", - признался Артем Залепа, зритель.

"Нам остается скорее получить эту технику в ВВС и гражданскую авиацию, и мы готовы ее осваивать. Удачи заводу, чтобы он больше давал стране таких прекрасных самолетов", - пожелал Антон Уржумов, студент летного училища. "Летчики у нас профессиональные. Им тренировка нужна для слетанности, для выполнения каких-то элементов, а так именно учиться чему-то им не нужно. Это грамотные, мужественные специалисты", - отметил Андрей Князьков, начальник контрольно-испытательной службы летно-испытательного подразделения ИАЗ.

К слову сказать, первые демонстрационные полеты на авиазаводе прошли в 1988 году. Тогда народу было в разы меньше. В эти выходные на территории завода побывали более 70 тысяч человек.