Объект, объявленный министром транспорта России Левитиным в числе приоритетных, имеющий большое значение для транспортной системы Сибири и Дальнего Востока. Дорога, которая спасет Иркутск от пробок, а асфальт - от нагрузки. Речь о так называемом обходе вокруг Иркутска. Работы там в самом разгаре. Сегодня в этом убедились и чиновники, и журналисты.
15-й километр объездной дороги. Падь Шалина. Еще недавно в этом месте протекал ручей. А сейчас водный поток отвели, как того требует технология работ. И вот она, красавица-труба, диаметром 367 сантиметров, длиною 84 метра. Рабочие сейчас обрабатывают ее специальной мастикой для гидроизоляции. Таких больших водопропускных труб, поясняет прораб Игорь Ефименко, на протяжении трассы четыре. Еще больше мелких. "Любой ручей! Основной вред дороги приносит именно вода. Чтобы этого не было - ни подтопления, ничего - возводятся такие сооружения для пропуска вод через дорогу. Чтобы дорога потом не явилась плотиной", - сказал Игорь Ефименко, прораб.
Об особенностях национального строительства докладывают врио губернатора Сергею Соколу. Обход Иркутска задумали еще в 90-х. Из-за отсутствия финансирования объект замораживали. А сейчас в средствах недостатка нет. Уже освоено 500 миллионов рублей. Всего же на 2009-й из федерального бюджета выделено 915 млн. Министр дорожного хозяйства области Руслан Болотов рассказал: подобные дороги, в объезд мегаполисов, общероссийская тенденция. "Это позиция Росавтодора. И, я считаю, принципиально правильная. Во-первых, снижается экологическая нагрузка на городские центры. Аварийность снижается. Если по городу идут и пешеходы, и машины - здесь только машины, которые следуют по маршруту движения. По дороге, которая сейчас идет на Иркутск, до 8 тысяч единиц транзитного транспорта в сутки - в летний период", - говорил Руслан Болотов, министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области.
"В 2010 г. планируется пустить участок трассы "Амур" Чита-Хабаровск. И это увеличит интенсивность движения. Иркутск уже не справляется, а когда движение пойдет по дорогам города... Очень важно синхронно закончить обход", - пояснил Сергей Сокол, врио губернатора Иркутской области.
Обход Иркутска - объект федерального значения. По масштабности его сравнивают с новым мостовым переходом через реку Ангара, с будущим аэропортом столицы Приангарья. А еще вспоминают стройку социалистического прошлого - Иркутскую ГЭС. Тогда для ее возведения добыли 5,5 млн. кубометров земли. На эту объездную дорогу потребуется 4 млн. кубических метров.
Земляное полотно, рассказал сегодня руководитель фирмы-генподрядчика, готово уже почти на 70%. Впрочем, кое-где на 24-метровой трассе еще потребуются буровзрывные работы. "Это дорога 2-й категории. Холмы, сопки, скальные грунты, болота. Большой объем идет замены грунта. Сложный для дорожников объект - для выполнения строительных работ", - отметил Сергей Тен, руководитель фирмы-генподрядчика.
Таким образом, к эпитетам с превосходной степенью в адрес этой дороги добавлен и весьма прозаический: сложный объект. Его необходимо сдать к октябрю 2010-го. Тогда с участка федеральной трассы М-53, что в районе Вересовки, проехать до Чистых Ключей (а это уже М-55) можно будет, сократив прежний маршрут на 16 км.