Интенсивность движения маршрутного транспорта на магистральных улицах Иркутска - от 200 до 340 единиц в час! Эти и другие данные прозвучали сегодня на Высшем административном совете Иркутска. Там рассматривали Концепцию развития городского пассажирского транспорта.
Одна поездка в пассажирском транспорте занимает у иркутян в среднем 36 минут. Таковы последние данные специалистов. Много это или мало? Для сравнения, в Екатеринбурге, городе-миллионнике, жители затрачивают 39 минут.
То столица Урала, а то - Восточной Сибири. В городе с 500-тысячным населением, согласно стандартным нормам и правилам, люди не должны добираться на работу больше 37 минут. И это включая пеший путь от дома до остановки, ожидание транспорта, саму поездку. И снова - путь до места назначения. Норматив, того не ведая, студентка лингвистического университета Арина сегодня выполнила. Она всегда выходит из дома заранее. "Потому что маршрутку можно ждать и 10 минут, и полчаса... А доезжаю минут за 38-30 с Юбилейного до сквера. С пробками, конечно, с нашими светофорами. - Сегодня обошлось? - Да. - Успели за сколько? - Минут за 20", - говорит Арина, студентка ИГЛУ.
Примерно в то время, когда Арина спешила на лекции, в мэрии рассматривали концепцию развития пассажирского транспорта. Ее с весны разрабатывали ученые Иркутского университета путей сообщения. Учитывали данные как за 2008-й, так и предыдущие годы. И точно знают: качество обслуживания горожан в этой сфере оставляет желать лучшего. "Даже если маленький интервал движения между автобусами малой вместимости, время ожидания получается достаточно большим на остановочных пунктах, поскольку не все могут войти", - говорит Сергей Колганов, доцент кафедры менеджмента на автомобильном транспорте ИрГТУ.
Что предлагают разработчики? Прежде всего, оптимизировать транспортную сеть города. Выделить основные и вспомогательные маршруты. А перевозчиков - объединить по географическому принципу. Например, чтобы автобусы, курсирующие из Ново-Ленино и II Иркутска, обслуживало одно предприятие. "Соответственно, Топкинский плюс Зеленый. Солнечный и Юбилейный. Остальные районы Свердловского округа. И кольцевые маршруты. Вот это первый шаг реформирования маршрутной системы автобусов", - предложил Александр Михайлов, профессор кафедры менеджмента на автомобильном транспорте ИрГТУ.
Сколько ежедневно на улицы города выходит единиц транспорта? Точных цифр не знает никто. И только примерные - о количестве фирм-перевозчиков. Есть данные, что за тысячу. Сами "частники" - за укрупнение. "Чтобы поменьше было мелких. Честно говоря, они много мешают. Потому что, во-первых, они не регулируемые. На них тяжело найти точку влияния", - сказал Сергей Ошурков, председатель Ассоциации частных перевозчиков г. Иркутска.
"У меня сегодня в Ново-Ленино работает 40-45 автобусов. Частных перевозчиков там - до 300. Параллельных маршрутов 4 - в принципе, которые можно убрать и нормально работать", - отметил Анатолий Чугаев, директор МУП "Иркутскавтотранс".
Со многими предложениями разработчиков представители транспортных предприятий согласны. Далеко не все можно применить хоть завтра. Например, возвращение центральной диспетчерской службы с функцией навигационного контроля. В проекте также предусмотрено ужесточение требований к перевозчикам и к самим транспортным средствам. Разговоры об этом, впрочем, ведутся не первый год. И пора бы принять конкретный документ. Как раз конкретики сегодня в докладе разработчиков мэр Владимир Якубовский не увидел: "Не увидел! Поэтому две недели срока. Садитесь, отрабатывайте. И давайте двигаться вперед поступательно".