Дополнительные часы практических занятий в автошколе. Брать или не брать? Сегодня кандидаты в водители еще могут задать себе и своему инструктору такой вопрос. А уже с 1 января следующего года количество часов вождения - 50 - станет обязательным. Споры разгораются нешуточные: нужно ли это?
На одном из самых вместительных полигонов города не пройти, не проехать. Здесь одновременно - больше десятка машин. Упражнения разные: змейка, бокс, остановка и трогание на подъеме, параллельная парковка. Сегодняшним кандидатам в водители, можно сказать, повезло. Каждый выбрал столько часов, сколько ему необходимо. "Я отъездил 6 часов. А к тому, что сделают 50, отношусь отрицательно! Это же вообще нереально! Это сколько денег нужно? Я за 6 часов отдал... платил по 350 в час... около двух тысяч. Ну а за 50 - это слишком...", - говорит Владимир Александров, ученик автошколы.
Владимир говорит о 50 часах практики, которые в следующем году станут обязательными. Преподаватели к этому готовы. И заявляют: такие нововведения нужны. "Есть необходимость увеличить часы вождения. Потому что увеличилось количество транспорта, усложнилось движение. Еще увеличилось количество женщин-водителей. Вот им тем более нужно дать большее количество часов", - уверен Сергей Данилов, преподаватель автошколы.
Кстати, отмечают инструкторы-наставники, девушки к новшествам в большинстве своем относятся с пониманием. Не отрицают: чаще всего 32 часов не хватает. Хотя здесь все очень индивидуально. "В 32 часа не укладываемся! После 32-х часов только появляется смысл. Начинаешь понимать! Мало. Я лично откаталась 40-48 часов. Ну да, под 50 получается".
"Обстановка в городе такая, что сегодня водитель в таких пробках, двигаясь 5-7 миллиметров, просто ас по сравнению с водителями лет 5-10 назад. Сегодня садишься в машину и сам уже учишься! А то, что 50 часов он с инструктором накатает, это ничего не дает", - считает Виталий Бахрушев, кандидат в водители.
"После того, как я получил права и пришел на работу, там еще думали, что мне дать, машину ходовую или раму из-под забора, чтобы я ее собрал и понял, что такое автомобиль! И после этого меня еще в машину с инструктором сажали месяц. И покатался еще, как минимум, месяц.
- То есть вы "за"?
- Конечно!", - отвечает Геннадий Алекеевич, преподаватель автошколы.
Будущие 50 часов - это не способ заработать больше автошколам. Цифре есть вполне логичное объяснение, говорят специалисты. За рубежом вождению учат гораздо дольше. И это дает свои положительные результаты. "Это из методик зарубежных стран, европейских стран. Стандарты в Европе от 30 до 50 часов. В этом пределе. И наши просто с учетом того, что на российских дорогах происходит большее количество ДТП и гибнет много людей, взяли по верхнему пределу", - отметил Алексей Лысков, начальник Иркутской объединенной технической школы РОСТО-ДОСААФ.
Изменения коснутся не только практики, но и теоретического блока. Количество часов в аудиториях наоборот сократится практически в два раза. Например, гораздо меньше времени будут уделять изучению строения автомобиля. Из соображений: есть СТО, они-то и помогут. А вот спрашивать на экзаменах станут строже! Ошибся - вот тебе дополнительно пять вопросов. "Если при приеме экзамена кандидат в водители делает ошибку, то компьютерная программа выдает ему блок вопросов по этой теме, чтобы проверить качество знаний по этой теме. Случайно ли человек сделал ошибку", - поясняет Алексей Балабанов, преподаватель автошколы РОСТО-ДОСААФ.
Время сдачи экзамена не изменится, да и количество возможных ошибок останется прежним. Поставить галочку "не там" допускается только дважды. По статистике, иркутские автошколы ежегодно выпускали более 15 тысяч водителей. А вот сколько народу будет в следующем году, пока неясно. Увеличение количества часов практических занятий ощутимо ударит по карману учеников. Стоимость обучения в автошколе может вырасти в 2009-ом в среднем на семь тысяч рублей. "Не стоит жалеть денег, вы обучаетесь на специальной машине с инструктором. Вам объяснят, что вы делаете неправильно. В настоящее время уровень подготовки водителей оставляет желать лучшего. Сегодня на дорогах не водители, а именно наездники. Не водители, как раньше", - говорит Андрей Кабанов, старший инспектор по пропаганде ОГИБДД УВД по г. Иркутску.
Увеличение практических часов на водительских курсах - это не последние нововведения. С 2011-го привычные пять категорий поделят на подгруппы. Ожидаются и другие новшества.