Именно так комментируют в региональном управлении Росрегистрации рост приватизации в гаражных кооперативах. Их в столице Приангарья больше 80. И процесс оформления боксов в собственность набирает обороты с каждым днем. Почему?
Свой гараж Владимир Герасимов открывает почти каждый день - и так без малого 37 лет! Поменял уже ни одну машину. И прекрасно помнит самую первую - бежевый "Москвич". "Потом еще было три "Москвича", потом было двое "Жигулей". И вот сейчас эта последняя", - рассказывает Владимир Герасимов, член гаражного кооператива N 15.
Сейчас эта "Тойота" для семьи пенсионера, что называется, "наше все". То же самое, признается Владимир Герасимов, можно сказать и про гараж. Средняя рыночная цена одного кирпичного бокса в этом кооперативе, что в Октябрьском округе, одна из самых высоких в городе. Так, трехуровневый может стоить до 450 тысяч рублей. Больше половины членов товарищества за этот год приватизировали свои гаражи. "У меня вот соседи здесь рядом - 28-й гаражный кооператив, 9-й, 15-а, 124-й, 2-й - все это кооперативы, расположенные в Нижней Лисихе. Насколько мы общаемся с председателями-коллегами, там везде идет полным ходом оформление гаражных боксов в собственность", - говорит Николай Шемелин, председатель гаражного кооператива N 15.
В Иркутске и Иркутском районе за 10 месяцев этого года зарегистрировано право собственности почти на 4300 гаражей. Причем, если сравнить эти цифры с прошлогодними, то прирост просто сумасшедший – 800%!
Треть всех сделок, связанных с недвижимостью, в Иркутске совершают сейчас именно с гаражным имуществом. Специалисты комментируют: этот бум вполне логичен. Население стало грамотнее. И требования действительности жестче - не то, что в советские времена. "Процедура по всей стране была следующая. Люди обращались к председателю гаражного кооператива и просто переписывали членские книжки с одного лица на другое. Тем самым они подменяли такие сделки, как купля-продажа, дарение, завещание", - пояснила Людмила Уваровская, начальник отдела Управления Росрегистрации по Иркутской области.
Быть членом гаражного кооператива - не значит быть собственником. Об этом говорят и юристы. Приводят в пример другие города, где на гаражи наступают застройщики. "Не секрет, что за Уралом очень интенсивно идет процесс изъятия земельных участков, занимаемых гаражными кооперативами для различных целей городских властей. Очень не хотелось, чтобы этот процесс плавно переместился и на территорию Иркутска, Иркутской области и люди остались незащищенными", - сказал Сергей Бронин, заместитель директора юридической фирмы.
Если темпы регистрации прав собственности в кооперативах не снизятся, то через год в Иркутске практически не останется не приватизированных гаражей.