"Небесный балет" в Оёке

00:00, 27 августа 2008 г.

Иркутские лётчики из авиационно-спортивного клуба РОСТО заканичвают подготовку к чемпионату России по высшему пилотажу. Он старутет 14-го сентября в Нижнем Новгороде.

До начала полётов "гоняют" моторы самолётов. Чтобы разогреть масло и сам "движок". Его мощность - 360 лошадиных сил. Вес всей конструкции - полторы тонны. Далее командир самолетного звена Игорь Ткаченко отправляется проверять погоду. С собой в полёт берёт жену. Вместе они всего год, поэтому супруга пока летала лишь два раза. Всё это для того, чтобы лучше понимать друг друга, несмотря на страх. Елена говорит: "По сути, я высоты боюсь, и летать боюсь. Но привыкаю. Есть свой кайф в этом. Где-то страшно, где-то захватывающе. В общем, непередаваемые "ощущения".

Облачность оказывается низкая. Это многим пилотам даже нравится: по проносящимся облакам скорость лучше чувствуется. Воздух по-осеннему крепкий. Такой тоже больше любят. За большую устойчивость. Но Игорь Ткаченко не мог просто проверить погоду. За полётом командира следит и его будущий напарник по соревнованиям - Анатолий Обухов. Это будет его первый турнир. Хотя летать начал в 2001-ом. Подготовка пилота включает в себя не только теоретическую часть. Но также запрет на курение и специальную диету на время полётов. Анатолий Обухов: "Не есть то, что бродит. Ни квас, ни капусту квашенную, и соленые огурцы, ни бобовые. Нет алкоголю. Зато можно шоколад и мясо, мясо только кусковое".

Плюс надо делать различные упражнения для развития вестибулярного аппарата. Кувырки вперёд-назад. И стойку на голове.

Тем временем, Игорь Ткаченко уже готовится к спортивному полету. По правилам соревнований, спортсмен в воздушном кубе километр на километр должен показать сначала два обязательных комплекса фигур. Вот, сейчас, например, одна из любимых у Ткаченко: петля с вписанными в неё двумя бочками. Затем произвольная программа. А после - "тёмная". Фигуры спортсмен узнаёт за 24 часа до вылета. Перегрузки, которые испытывает спортсмен в полёте, - от двух до семи g. То есть вес пилота увеличивается в два или семь раз. От этого не только сосуды глаз могут лопнуть, но и кровь по ощущениям становится тяжёлой, словно ртуть. И как рассказывают пилоты: "Желудок своей жизнью живёт". Но, как говорится, красота требует жертв:

Затем, уже приземлившись на твёрдую землю, Ткаченко рассказывает о трудностях аэроклуба. Они стандартные, российские. Государство не поддерживает. Находится он на самоокупаемости - за счет желающих прыгнуть с парашютом, тех, кто на самолете хочет прокатиться. И так далее. Игорь Ткаченко - командир самолетного звена, мастер спорта по высшему пилотажу: "Спонсируем то, что сами заработали. На аварийных работах в лесу, на спецзаданиях, вертолетах, АН-2. Что сами заработали, - всё в спорт".

А мечта у него очень понятная: создать в Иркутске пилотажную группу - "Сибирские витязи". По типу знаменитых "Русских витязей". Тем более, что с командиром существующей они полные тёзки. Но для этого нужен спонсор. Как и для того, чтобы последнее по направлению на восток пилотажное звено смогло более уверенно претендовать на медали российского чемпионата по высшему пилотажу. Одного из самых сложных в мире. Хотя результат прошлого года тоже достаточно неплохой - пятое место.