В ближайшее воскресенье в России отметят День воздушного флота. В иркутском аэропорту к этой дате приурочат выставку самолетов и наземной техники. Также пройдут показательные выступления иркусткого клуба РОСТО, будет открыт музей. Праздник начнется в 10:00. Вход для всех желающих свободный. А мы решили не дожидаться 17 августа и посмотреть, чем живет аэропорт "Иркутск" сегодня. Один день из жизни авиаторов:
Этот аэробус А-320 приземлился в иркутском аэропорту несколько минут назад. Уже через полтора часа ему лететь обратно - в Москву. За это время воздушное судно нужно успеть разгрузить и вновь загрузить в него багаж, заправить положенные 20 тонн топлива и питьевую воду, привезти еду, прибраться в салоне. И главное - сделать техобслуживание. Как говорится, в авиации нет понятий "главное" и "второстепенное". Безопасность прежде всего, поэтому от авиатехников во время осмотра самолета не должна ускользнуть ни одна деталь. "Смотрим целостность шасси, чтобы не было поломок, не было течи масла и топлива. Смотрим целостность резины, чтобы не было потертостей, трещин и проколов", - рассказывает Александр Долбиев, авиатехник.
Командир самолета, москвич Ренат Ахунов, перед полетом осматривает судно лично. За штурвалом он облетел почти полмира. Последнее время курсирует, в основном, по России. Главными качествами в своей профессии считает выдержку, спокойствие и умение принимать решение в экстремальных ситуациях. А еще называет свою работу романтичной. Ну, где увидишь такие закаты и рассветы, как в безоблачном небе над бескрайними просторами страны! "Я родился рядом с аэропортом, у меня отец был вертолетчиком. Я с детства знал, что буду работать в авиации, и к этому целенаправленно шел. Отучился в училище и вот уже 25 лет летаю на разных самолетах. Сейчас вот на "Аэробусе". Другого и не представлял себе в жизни", - говорит Ренат Ахунов, командир воздушного судна.
А в это время стюардессы готовят салон к приему пассажиров. Умение общаться с людьми, знание иностранных языков, рост не выше 170, размер одежды - не больше 48-го и море обаяния. Вот требования для людей этой профессии. А еще очень важно обладать терпением, ведь в воздухе может случиться всякое. "Пассажир хотел выйти из самолета, в кабину прорваться, угрожал, что нарушит безопасность полета. Но очень часто справиться с нарушителями помогают сами пассажиры. Для нас это проходит спокойно", - сказала Ольга Рыскина, стюардесса.
Служба авиационного сервиса работает и днем, и ночью. За сутки здесь формируют до четырех тысяч порций. Через пару часов пассажиры распакуют их на высоте нескольких километров. Сколько раз покормят в воздухе, зависит от длительности полета. Если время в пути не более полутора часов, то пассажирам предложат только прохладительные напитки или фрукты. Если три часа, то консервированную еду. Если полет длится до шести часов, можете рассчитывать на полноценный горячий обед с закусками и десертом. Для авиационного меню, кстати, есть свои ограничения. Так, членам экипажа повара никогда не предложат блюда из мясного фарша и грибов, а также соки с мякотью. А пассажирам не подадут, например, пирожные с белковыми кремами или вареную колбасу, чтобы избежать расстройства желудка. "Меню составляет инженер-технолог. Специфика меню утверждается с каждой авиакомпанией в индивидуальном порядке - в зависимости от того, чем они хотят кормить своих пассажиров", - отметила Жанна Иротова, начальник службы авиационного сервиса.
На горячее пассажирам традиционно подают рыбу или курицу. Ее упаковывают в специальную алюминиевую тару - касалетки. Они удобны в обращении и дольше сохраняют тепло. У "Аэропорта-Иркутск", кстати, есть и свои фирменные блюда. Как правило, их готовят для тех, кто летает бизнес-классом или спец-рейсами. "Омуль печеный в жарочном шкафу в фольге, сиг так же делаем. Очень часто у нас заказывают блины - с вишней, икрой, творогом, мясом. Есть у нас и вегетарианские блюда - мы их подаем и пассажирам эконом-класса", - поясняет Ирина Шевчук, повар.
Аэропорт - это взаимодействие десятков разных служб. Пока одни обслуживают самолеты и готовят пищу, другие регистрируют и досматривают пассажиров. Система давно отлажена. Вот только многие до сих пор не хотят смириться с новыми правилами, которые регламентируют перевозку жидкостей, сетуют сотрудники. А иногда люди и вовсе забывают, зачем пришли в аэропорт. "Бывают случаи, когда кто-то из пассажиров не является на посадку: кто-то уснул и не услышал объявления, кто-то находился вне здания аэровокзала. В этом случае мы снимаем багаж данного пассажира с воздушного судна", - говорит Галина Лазаренко, зам начальника службы организации пассажирских перевозок.
По статистике, самые популярные направления у иркутян - это Москва, Турция, Китай и Таиланд. Только за прошедший июль через главные воздушные ворота Восточной Сибири прошли более 126 тысяч человек, и с каждым годом пассажиропоток растет. Сегодня "Аэропорт Иркутск" в среднем принимает более 20 рейсов в сутки.
В этом году иркутскому аэропорту исполнилось 83. Авиационное освоение Сибири началось 24 июня 1925 года. В тот день здесь совершили посадку шесть самолетов грандиозного перелета по маршруту Москва-Иркутск-Улан-Батор - Пекин.
Статус международного аэропорт "Иркутск" получил в декабре 1954-го. А в марте 1975-го тут впервые приземлился первый самолет второго поколения реактивных гражданских пассажирских судов ТУ-154. Знаковых для аэропорта дат можно назвать очень много. Но сейчас и руководство, и персонал, и пассажиры ждут только одного события - открытия после реконструкции здания аэровокзала внутренних авиалиний. Предположительно, это должно произойти в феврале-марте 2009-го.