Лето - пора отпусков. Справиться с растущим количеством пассажиров железнодорожникам помогают студенты. Юноши и девушки из иркутских ВУЗов на три летних месяца станут помощниками машинистов, электромонтерами и проводниками. Последние, к слову, самые востребованные. Сегодня они отправились в очередной рейс.
"При приемке вагона необходимо проверить, чтобы у нас на всех полках были ремни безопасности, исправность ремней безопасности была".
В первый рейс практически готовы. На планерке юные проводники проходят последний инструктаж. Еще раз закрепляют весь материал - от правил перевозки животных и багажа до действий во время чрезвычайных ситуаций. Класс, где идут занятия - наглядное пособие. Студенты могут разобраться с оборудованием, которое в вагонах скрыто за стенками. Здесь отопление, водоснабжение и электроприборы. Как говорит наставник студентов Майя Огурецкая, стать проводником не так-то просто. "Они обучение проходят на теории три месяца. Потом стажируются не меньше четырех суток, находятся в пути следования, наблюдают за работой проводника. У них есть наставник, кадровый проводник. И у них идет усвоение полученной теории", - рассказывает Майя Огурецкая, инструктор поездных бригад.
Даже после всей программы обучения студенты едут не одни. В головном и хвостовом вагонах находятся опытные кадровые проводники для подстраховки. Ну, а если у новичков возникают какие-то неразрешимые ситуации, то им всегда поможет начальник поезда. "Со студентами - они молодые, интересные. Я бы не сказала, что они прибавляют хлопот. Вполне нормально. Они даже в какой-то степени ответственнее, чем кадровые проводники. Бывает компанией собираются, шумно себя ведут. Могут ходить по составу, бегать бегом", - говорит Наталья Шошалевич, начальник поезда.
Как будут себя вести эти юные проводники, покажет дорога. Ну, а пока они должны принять поезд: пересчитать кухонный и постельный инвентарь, проверить чистоту в вагоне. Если раньше проводники сами убирали поезда, то теперь этим занимается специальная бригада. Сейчас на приемку состава уходит гораздо меньше времени. Правда и заработная плата немного уменьшилась. Например, за поездку туда-обратно по маршруту Иркутск-Адлер студент ИрГУПСа Антон Гроздов получит восемь тысяч рублей. Но, как признается, оплата устраивает. "Потому что мне нравится. Во-первых, это деньги. Не везде заработаешь такие. А во-вторых, общение с людьми, поездки в разные города", - признался Антон Гроздов, проводник.
А это уже утро следующего дня. Проверка билетов. Впереди дальняя дорога до Адлера и обратно. Всего в пути студенты-проводники проведут 11 дней. В среднем за лето у юных железнодорожников получается четыре дальних поездки.