Кто-то реставрирует здания, а кто-то иконы и картины. Таких профессионалов в Иркутске не так уж и много. О специалистах, которые увековечивают искусство и каждый день соприкасаются с подлинниками.
В этой мастерской шедевры обретают вторую жизнь. Не зря реставраторов часто сравнивают с врачами. Подобно медикам, они лечат произведения искусства. Например, "Хамардабан" Вронского буквально вернули с того света, рассказывает реставратор Ольга Абрамова. В музее, где находилась картина, прорвало трубу, и холст залило кипятком. "Пришлось буквально по сантиметрам укладывать частички красочного слоя. Он буквально отшелушивался от основы. Вот здесь видно это хорошо", - рассказывает Ольга Абрамова, реставратор.
Перед реставрацией произведению искусства ставят диагноз. Это могут быть трещины, загрязнения, или, как в случае с этим ликом Вседержителя, утраты целых фрагментов полотна. Увидеть все повреждения позволяет бинокулярная лупа. Увеличивает в девять раз. Только после тщательного визуального исследования можно приступать к работе. Основа любой реставрации - укрепление грунта. Для этого на полотно наносят специальный клей, на него кладут папиросную бумагу, проглаживают утюгом, и помещают груз, чтобы холст лучше пропитался раствором. Теперь эти мешочки можно убрать только через сутки.
А здесь реставрируют Айвазовского. За 133 года своего существования "Утро в Венеции" успело состариться. Галина Муравьева скрупулезно восстанавливает на полотне красочный слой. Знаменитый художник-маринист был мастером полутонов, поэтому дописывать выпавшие фрагменты - задача не из простых. Без терпения, усидчивости, художественных навыков и тонкого вкуса реставратору не обойтись. "Реставраторы - это уникальные люди, которые соприкасаются с шедеврами. Айвазовский, Рэмбрандт… Ну, кому еще дано такое - только реставраторам: соприкасаться и не навредить. Видите тонировку? Я должна ее сделать ни на йоту не заходя на авторскую живопись", - говорит Галина Муравьева, реставратор. Иногда на восстановление произведения искусства уходит не один год. Но мастерам не жаль времени, ведь благодаря их стараниям, шедеврами сможет восхищаться ни одно поколение ценителей прекрасного.