Починить кран, подмести улицы, вымыть подъезд. Без слесарей, дворников, плотников трудно представить повседневную жизнь иркутян. Накануне работники ЖКХ отметили профессиональный праздник. Сегодня, завтра, послезавтра - у них снова рабочие будни.
Зимой и летом одним цветом. Так шутливо говорит о себе дворник Людмила Выгузова. В любое время года на ней - яркий оранжевый жилет. Прежде, чем надеть такую униформу, 30 лет отдала заводу гражданской авиации - смывала краску с АН -24 и АН-25. Для приработка убирала улицы. А в период перестройки, когда завод закрыли, окончательно ушла в коммунальное хозяйство. Особенно любит работать весной. "Вот именно, когда убираешься, вот весной проходит субботник, месячник. Потому что сейчас все вытаивает, травка зеленеет, распускаются листочки, чисто. Приятно и самим, и жильцам", - говорит Людмила Выгузова, дворник.
Работники коммунального хозяйства часто жалуются: жители иногда мешают работать. То мусор с балкона выкинут, то не донесут до урны или контейнера. Несмотря на эти нарекания, своих коммунальщиков жители считают добросовестными. "Посмотрите, как они убирают. Снег выпадет - уберут. Грязь подбирают, мусор. Но если наши только что выкидывают, бывает, жильцы", - хвалит Валентина Космачева.
"Утром я -то ухожу на работу к семи часам, и всегда двор убран, дорожки прометены. Причем, если раньше они убирали только утром, то сейчас в течение дня", - подметила Эльвира Шаравина.
За последние полтора года в системе жилищно-коммунального хозяйства Иркутска произошло немало изменений. Реформирование принесло и минусы, и плюсы, - рассказывает генеральный директор Западного управления ЖКХ Илья Зуев. В ведении его организации - шесть районов. Раньше каждый работал самостоятельно, теперь объединились в одну компанию. "На что жалуется население? Первое - это мера ответственности населения. Если раньше некое государство было полностью ответственно за все через ЖЭКи, органы самоуправления, то сейчас ответственность за содержание своего имущества лежит на собственнике. Не многие к этому готовы", - поясняет Илья Зуев, генеральный директор ОАО "Западное управление ЖКС".
Диспетчер Мария Лыткина заявки принимает уже два года. Рассказывает, в неделю от жителей поступает 30-50 обращений: "Заявки бывают разные. У кого-то течет кран, у кого-то смесители потекли. Просят заменить батарею или что-то. Все записываем, отдаем заявки слесарям. Идут - выполняют".
В квартиру пенсионерки Юрий Козинцев пришел заменить вентиль в ванной комнате. Слесарь-сантехник делится: за 15 лет, что он работает в отрасли, многое изменилось. Например, оборудование с каждым годом совершенствуется. "Раньше тяжело было. Материалы были слабенькие. Все разваливалось. Сейчас вот прошло 15 лет. Материалы усовершенствовались. Практически на электронике стоят", - рассказывает Юрий Козинцев, слесарь-сантехник.
Стереотип "Пьяный сантехник придет через три дня после подачи заявки", говорит руководство коммунальной организации, уходит в прошлое. Жильцу нужно ждать максимум полдня. И все же основная проблема ЖКХ - нехватка кадров. Средний возраст дворников - 50 лет. Слесарей чуть моложе.