Объем невозвращенных потребительских кредитов в России больше не увеличивается

00:00, 23 января 2008 г.

Объем невозвращенных потребительских кредитов в России больше не увеличивается в геометрической прогрессии, как это было в предыдущие годы. Таковы предварительные данные по итогам 2007-го. В том числе в Приангарье. Точные цифры станут известны позже. Специалисты говорят о нескольких тенденциях: во-первых, банки заботятся о качестве так называемого "кредитного портфеля", работать с неплательщиками в Иркутске помогают специальные агентства, плюс человеческий фактор.

У них нет определенных выходных дней и нормированного графика. Сотрудники коллекторского агентства признаются: работаем с утра до ночи. Несколько лет назад россияне, образно выражаясь, подсели на "кредитную иглу". Вскоре возникли и подобные бюро. По заказу банков и крупных фирм они разыскивают должников. На неплательщиков воздействуют прежде всего психологическим прессингом. "Если кто-то говорит, что коллекторское агентство - это такие ребята, которые действуют с широкой ноги. Это не точно. Мы уговариваем клиента вернуть кредит банку. Делаем это различными способами. Воздействуем на его правосознание", - говорит Евгений Ахметчин, директор коллекторского агентства.

У большинства сотрудников высшее юридическое образование. А еще внешность парней из "лихих 90-х". Но, несмотря на устрашающий вид, каждый инспектор знает три золотых правила: с должником обращаться только на "Вы", не принимать денег и никогда не применять силовые методы.

"Здравствуйте, вашу задолженность передали в коллекторское бюро. Теперь вашей задолженностью будем заниматься мы", - иногда этих слов уже достаточно, чтобы неплательщик начал гасить задолженность по кредиту. Но не редки случаи, когда денег у клиента нет, и не ожидается. К примеру, занятую сумму он вложил в сезонный бизнес. Открыл турбазу. В такой ситуации должнику стараются найти инвестора.

Кредитный бум в России остановился, говорят финансовые аналитики. Наблюдается даже некоторый спад. Не в последнюю очередь по той причине, что банки в связи с массовым невозвращением займов, например, в 2006-м, стали придирчивее относиться к клиентам. Система проверки данных заемщиков совершенствуется год от года. Отделы рисков и судебных взысканий задолженностей есть, по сути, во всех банках. В этом иркутском банке - тоже. Начальник отдела продаж комментирует: от так называемого социального дефолта, когда клиент хотел бы вернуть кредит, но не может, банки пока не застрахованы. И все же... "В последнее время уровень социального дефолта спадает. При этом банки научились выстраивать схему выявления людей, которые приходят изначально с целью мошеннических действий. На текущий момент, судя по показателям нашего банка, мы можем смело заявить, что показатель не возврата снижается", - рассказал Илья Самсоненко, начальник отдела продаж.

Однажды испорченная кредитная история может навсегда закрыть человеку дорогу в банки. Ходить "в долгах, как в шелках" - приятного мало, тем более, что есть кому о долгах Вам напоминать.