Выставка, которая должна была стать юбилейной

00:00, 14 сентября 2007 г.

Она посвящена творчеству известного иркутского художника Николая Вершинина. Мастер готовил ее к своему пятидесятилетию, но не дожил - умер в марте этого года. Сотрудники художественного музея имени Сукачева и друзья завершили этот проект. И сегодня состоялся вернисаж.

Вернисаж без автора. Лишь на столе, рядом с каталогом выставки, фотография Николая Вершинина, да в самой экспозиции его автопортрет. Полотно, которое несколько выделяется на фоне других картин.

"Это тот фундамент, на котором он во весь голос заявил, что он настоящий художник. Блестящая выучка, ну, в лучших традициях русского реализма Репинско-Суриковского. И характер, и человеческая стать, и вызов обществу. А главное - готовность творить. Вот, наверное, смысл этого фундамента и первой заяви в искусстве", - рассказала Тамара Драница, искусствовед.

К этой выставке Николай Вершинин готовился особенно. Хотел приурочить ее к своему юбилею, чтобы показать друзьям и зрителям то, к чему пришел в последние годы творчества - эволюцию от реалиста к последователю экспрессионистов. И знатоки живописи сегодня это оценили. Говорили о том, что в работах Николая появились не только декоративность, звучность, экспрессия, в художнике проснулся философ.

"Как он умел цветом выделять состояние души. Как будто ничего в работе нет, иногда они не сюжетные, даже не фигуративные. Многие его работы - просто какие-то линии, пятна, цвета, но в сочетании этих цветов, в их экспрессии, в движении кисти, в его напоре цветовом и вот, как он фактуру холста чувствовал, пластику, движение. Он весь там узнается. Для меня это продолжение его - его работы", - поделился впечатлениями Александр Муравьев, председатель Иркутского отделения Союза художников России.

До открытия выставки Николай не дожил полгода. Ушел из жизни на следующий день после сороковин своего друга - художника Валерия Мошкина.

О том, каким был Вершинин сегодня говорили много. Однако лучше любых слов об этом человеке рассказывают его работы. В каждой натуре живописец умел найти что-то космическое: знаки Зодиака, языческие и православные сюжеты, но, прежде всего, его волновала судьба личности. Например, как в портрете жены. Картина называется "Женщина со свечками". Об этом полотне искусствоведы говорят: в нем выражено предчувствие жизненной драмы, которая ожидает любого человека.