3 августа 1947 года по маршруту "Центральный рынок - железнодорожный вокзал" впервые прошел трамвай. Кстати, сообщение тогда было однопутным. Это значит, что на линии могла находиться лишь одна единица подвижного состава.
Сегодня иркутский трамвайный парк - это 61 единица подвижного состава. Ежедневно на линии выходит 37 вагонов. Обслуживает этот вид электрического транспорта 5 городских маршрутов общей протяженностью 46 км.
Каждые 8 дней трамваи проходят ТО (техническое обслуживание). Поле деятельности электрика Владимира Каратаева - крыша вагона. Работа идет под горящим табло "Напряжение снято". Пантографу особое внимание: малейшие трещины, зазубрины и контакт в пути может дать сбой. Надо почистить и смазать токоприемник, проверить давление в сети, отрегулировать пружины. "Чтоб контакт был с проводом... натяжение пружин регулирую. От 8 до 10 кг - натяжение пружин. - А если меньше будет? - Это брак..., - рассказал Владимир Каратаев, электрик.
Работа в цехе капитального ремонта под лозунгом еще советских пятилеток. Из той эпохи и некоторые вагоны, действующие в Иркутске до сих пор. Но по настоящему раритетных экземпляров нет. В депо списываемую технику принято резать на металлолом. Чудом уцелел лишь этот трамвай производства Рижского вагоностроительного завода. Своего музея у "Горэлектротранса" нет.
Зато к 60-летию иркутского трамвая появилось 2 вот таких вагона. По ним можно проследить историю этого вида транспорта в столице Приангарья. Кстати, у нас трамвай появился на 13 лет позже, чем в Новосибирске, и на 11, чем в Омске, зато раньше, чем в Томске и Красноярске. Первые иркутские трамваи были из Ленинграда. "Вот эти уже более современные трамвайчики у нас - рижские вагоны. Потом уже вот такие пошли. Это, по-моему, РВЗ..., - рассказала Надежда Шестопалова, водитель маневровых работ.
В "юбилейном" трамвае сегодня проедет и ветеран предприятия Нина Турутанова. В депо она пришла в 1954 году, вслед за старшей сестрой. Родители были против, ведь любое ЧП на путях, и вагоновожатый в те времена мог угодить в тюрьму. Нина Андреевна все же пошла на курсы водителей. Свой первый самостоятельный рейс вспоминает с улыбкой: "Самое смешное: пассажир идет впереди, я встала на ноги и по окну вот так стучу, "Куда идешь?!" Самой смешно, что надо тормозить, а я по окну стучу".
Большинство вагоновожатых сегодня, как и много лет назад, женщины. В их компании потомственный водитель трамвая Станислав Мутусов чувствует себя вполне комфортно. В депо всего 2 месяца. Рассказывает, что уже довелось пройти боевое крещение. Его трамвай попал в ДТП по вине беспечного шофера легковушки. Потенциальный автовладелец Станислав уверен, он за рулем будет ответственнее. "Но у меня уже отношение к трамваю будет другое. Я сам здесь работаю. И буду соблюдать правила. Уступать дорогу, а не как некоторые...", - сказал Станислав Мутусов, водитель трамвая.
Каждый месяц иркутские трамваи перевозят около 1,5 миллионов пассажиров. Большинство из них представители старшего поколения. Они предпочитают не ездить на маршрутках. Некоторые даже говорят: это было бы изменой трамваю, с которым связано столько лет жизни. " Молодежь вот ездит на автобусах... Я, например, не могу. Мне до вокзала - на трамвае, куда-то - на трамвае...,- сказал Владимир Нашатырев, пассажир.
Сегодня же работники и ветераны иркутского трамвайного предприятия собрались на официальное торжество. С юбилеем их пришли поздравить представители областной и городской администраций. Лучшим вручили почетные грамоты и благодарности губернатора Приангарья, мэра областного центра. Звучали стихи и песни в честь иркутского трамвая. Выступавшие говорили о перспективах этого экологически чистого вида транспорта, в том числе, о скоростном трамвае, заявленном в проекте агломерации. В интервью нашей программе генеральный директор "Горэлектротранса" рассказал: сейчас по-прежнему актуальной остается проблема обновления подвижного состава. Напомним, в прошлом году, впервые за много лет, иркутский трампарк пополнился двумя современными вагонами.
"Как будет оборудоваться подвижной состав в последующие годы, трудно сказать. Надеемся, что мы попадем в программу, которая приурочена к 350-летию Иркутска. Есть такая программа, на которую выделяются значительные средства. В том числе будет приобретаться и подвижной состав, - сказал Анатолий Ступников, генеральный директор МУП "Горэлектротранс".
Анатолий Ступников также отметил, что к наступающему зимнему сезону все иркутские трамваи оборудуют обогревательными приборами.