О катастрофе аэробуса А-310 за минувший год было сказано многое. Обсуждались результаты расследований. Пострадавшие и родственники погибших судились с авиакомпанией. Некоторые тела близкие смогли похоронить лишь через 8 месяцев после трагедии. В Иркутске решено создать мемориал жертвам не только этой, но и других авиакатастроф, которые произошли в городе и его окрестностях.
Прихрамывая на правую ногу, по набережной идет человек. Сергей Горбачевский был среди тех, кому удалось выбраться из горящего аэробуса. Тренеру по тяжелой атлетике помогла спортивная подготовка и выдержка. Он смог оценить ситуацию. Не запаниковать. "На моих глазах погибло много народу. Те, кто остался в самолете. И мне их искренне жаль. Но помочь им не мог, это я понимаю. Тем не менее, год не прошел зря. И я вкус к жизни не потерял и ощущение того, что жизнь надо ценить", - говорит Сергей Горбачевский, пассажир рейса 778.
Родственникам погибших и пострадавшим в авиакатастрофе из резервного фонда губернатора Приангарья выделено 10 миллионов рублей. 15 миллионов из федерального бюджета. Кроме того, каждый день на специально созданный расчетный счет поступали деньги от различных организаций и простых людей. Добровольно собрали около 35 миллионов рублей. "Было принято решение оказать помощь родственникам погибших - 150 тысяч рублей, пострадавшим - 70 тысяч рублей. Кроме того, выделялись деньги детям, которые пострадали в авиакатастрофе, детям, которые остались без родителей. Оказывалась помощь для лечения и дополнительного приобретения лекарств", - сообщил Семен Круть, заместитель главы администрации Иркутской области.
Однако 8 человек компенсации так и не получили. Из-за продолжительной генетической экспертизы родственникам некоторых пассажиров вовремя не выдали заключения о смерти. Среди них Ольга Кокаурова. В катастрофе погибла ее дочь. Поначалу Елену не могли найти ни среди живых, ни среди мертвых. Позднее выяснилось: ее по ошибке похоронили под другим именем. Только нынешней весной мать смогла с ней попрощаться. Эксгумацию и перезахоронение пришлось пережить еще нескольким семьям после той июльской трагедии. Тела перепутали. Под именами одних покоились другие. Ясность внесла генетическая экспертиза. В областной прокуратуре в марте ситуацию комментировали так: "Ошибка самих родственников, безусловно. Если бы процедура выдачи трупов проходила после генетической экспертизы, была бы другая ситуация. Тогда бы не было ошибок".
Межгосударственный авиационный комитет выдал заключение о причинах катастрофы в середине мая. Главная - ошибка пилотов. Также отмечено: в последний полет аэробус выпустили с шестью дефектами, включая неисправность реверса левого двигателя. Технические неполадки роковыми так и не признали. Впрочем, областная прокуратура с такими выводами не согласна. Решено провести летно-техническую экспертизу. Срок следствия по делу о трагедии годичной давности продлен до 9 октября.
Против авиакомпании "Сибирь" родственники погибших иркутян подавали иск в федеральный суд США. Именно там находится собственник лайнер - компания "Аэрбас Лизинг". Однако в Соединенных Штатах решили: дело о погибших россиянах пусть рассматривают в России. Но, видимо, это бессмысленно. В нашей стране человеческая жизнь оценивается немногим дороже гаражей, в которые врезался А-310. "Есть разница: 150 тысяч за гараж и 200 тысяч за гибель человека. Именно поэтому для рассмотрения таких споров Российская Федерация – не лучшее место. По крайней мере, сейчас речи о предъявлении этих исков в России не идет", - отметил Роман Буянов, адвокат.
Адвокат готовит два новых документа: иски производителям двигателя А-310 и компании "Аэрбас Лизинг". Тем временем в Иркутске хотят создать мемориальный комплекс в память о погибших во всех авиакатастрофах. Ведь, начиная с 50-х годов прошлого века, в черте города и его окрестностях разбились больше 20 самолетов разных модификаций. Число жертв превышает 500 человек. "Кто-то видит его в виде матери скорбящей, кто-то в виде стелы. Кто как. Кто считает, что он должен быть в виде обломка самолета. Объявят конкурс, и жюри определит, что же будет на этом месте", - сказал Семен Круть.
Около Иерусалимского кладбища, рядом с реставрируемым храмом, поставят памятник. Один "авиационный" монумент тут уже есть. Неподвижный черный винт. В память двух иркутских летчиков, которые погибли в 30-м году в Якутии.