ЦЫГАНЕ

00:00, 01 сентября 2000 г.

К сожалению, не все дети школьного возраста сели сегодня за парты. Для некоторых 1 сентября стал обычным рабочим днем. Речь идет о детях, которые побираются на улицах. Почти месяц как в Иркутске обосновались люди, которых по незнанию называют беженцами. На самом деле они не имеют такого статуса, равно как и статуса переселенцев. Это узбекские цыгане. Они выходцы из Афганистана, и, как правило, ведут кочевую жизнь.

Эта картина для иркутян уже стала привычной, как цыганские дети собирают милостыню. Они не знают что такое школа, потому что их родители ведут кочевой образ жизни.

Практически у каждого из них есть документы: паспорта и свидетельства о рождении детей. В графе национальность записано "люлю" - это значит цыган. Кочуют люлю по всей России. Рассказывают, что дома не на что жить, работы нет, а милостыню не подают. Только за этот год они объехали около 10-ти городов. В Иркутске им нравится.

За день получается заработать немного, на семью от 30 до 50 рублей. Весь заработок уходит на то, чтобы прокормить детей, а их в каждой семье не меньше трех. Нашу собеседницу зовут Саламат Айзамова, ей 30 лет. В ответ на вопрос, почему большинство цыганских семей многодетные, мать пятерых детей засмеялась и ответила: "любим детей". Чтобы их прокормить родители пускаются в путешествия. Цыганские дети болеют редко. Видимо сказывается закалка в суровых жизненных условиях.

Беженцы оказались очень гостеприимными людьми и пригласили посмотреть, где и как они живут. Палаточный лагерь расположен на берегу реки, в поселке Жилкино. Это табор узбекских цыган. Здесь живут 16 семей. Днем в лагере пусто. Женщины и дети попрошайничают. От работы освобождаются матери, чьи дети болеют. Боятся здесь только милиции. Нас встретили хорошо и даже предложили зайти в гости. Дети, завидев незнакомцев заплакали, нам объяснили, что они принимают нас за милицию, которая наведывается сюда почти ежедневно.

Здесь мы увидели очень скромные жилища. Палатки представляют собой деревянные каркасы, обтянутые полиэтиленом, внутри - печки-"буржуйки". Еду, когда она есть, готовят на костре. Зарифа Ахророва была единственной, кто говорит по-русски. Она с гордостью рассказывает, что закончила 6 классов. Остальным это не удается: сначала, детьми, ухаживают за скотом, потом женятся и выходят замуж, учиться некогда. У Зарифы трое маленьких детей. Все они родились в палатке. Она говорит, что пора уезжать в Узбекистан, в Иркутске уже холодно. Но это решает главный мужчина в лагере - Барон. Его нам застать не удалось, он загрипповал и ушел в поликлинику. Пока, городские власти не могут решить проблему таких беженцев. Они не имеют права выдворить их из города или определить детей в детский дом - это будет нарушением гражданских прав. Милиция иногда забирает женщин и детей, но, только для того, чтобы попугать. Как признают представители правоохранительных органов, никаких мер они принять не могут. Цыгане имеют документы и вольны жить там, где хотят.

Скорее всего, через несколько дней табор уйдет. Но, через год они обещали вернуться, очень уж им нравятся сибиряки.