На сутки позже расписания смогли вернуться в Иркутск из Китая пассажиры рейса 384. Люди отказались лететь на неисправном самолете. О том, какими были эти 26 часов в Пекине.
В иркутском аэропорту ажиотаж. Люди встречают 384-й рейс. Он должен был прилететь из Пекина еще 26 часов назад. Но в Китае произошло ЧП. Так говорят пассажиры. Они стали своего рода заложниками в чужой стране. Людей не выпускали из самолета 9 часов. Вначале экипаж называл только одну причину: технические неполадки. Уверял: сейчас полетим. "Во-первых, было душно. Ту-154. У них нет кондиционирования. В Пекине плюс 30-35. А представьте себе, в закрытом помещении. Было очень тяжело и неприятно, конечно. У всех были нервы напряжены", - говорит Лидия Жданова, пассажир рейса 384 "Пекин-Иркутск".
Ту-154 начал готовиться к взлету, но двигатель не запустился. Потом была еще попытка, еще и еще. После один из пассажиров взбунтовался. Он прослужил 8 лет в авиации и утверждал: лететь на таком лайнере опасно для жизни. "Когда машина производит пять неудавшихся запусков. Когда льется рекой уже топливо. Когда двигатель спомпажировал. Когда заброс температуры был. Когда автоматика вырубает почти что вышедший на обороты двигатель. Мы на таком самолете отказались лететь", - сказал Николай Зенков, пассажир рейса 384 "Пекин-Иркутск".
Николай Зенков объяснил свою позицию остальным пассажирам. 22 человека потребовали замены самолета. Но экипаж всерьез их слова не воспринял. "Командир сказал, что с технической частью все в порядке и рейс будет осуществлен. Вот. Надо подождать, пока самолет развернут якобы каким-то образом для запуска турбины. Все это надо решить с китайской стороной, и тогда самолет вылетит", - рассказала Лидия Жданова.
Мнения пассажиров разделились. Кто-то был готов лететь, кто-то боялся. Спор довели до рукоприкладства. "Там даже драка была. До крови. До ломания носов, выбивания зубов. Это же ужас, что там было", - вспоминают пассажиры.
Позже 22-м пассажирам разрешили покинуть самолет. Их проводили назад, в здание Пекинского аэропорта. На встречу к ним вышли представители "Красноярских авиалиний" - компании, которая отвечала за перелет. Кто-то из иркутян записал разговор на камеру.
- Давайте выслушаем ваши предложения
- Нет! Вот вы какие хитрые!
- Мы нехитрые. Мы хотим выслушать ваше мнение.
- Вот не надо.
- Мы сели в самолет. Вам оплатили билеты. Вы не выполнили все условия. Ваш самолет не исправен. Пожалуйста, решайте форс-мажор сами.
К взволнованным пассажирам спустился и командир самолета. Он подтвердил опасения людей. Лайнер, по его словам, перед взлетом действительно был неисправен. В нем работал лишь один двигатель. Вот слова летчика: "Это если бы одного двигателя. А у нас же все три не запускаются! Или запускаются с трудом!".
С момента окончания регистрации прошло почти 10 часов. Всех пассажиров рейса 384 увезли в одну из пекинских гостиниц. На следующий день из Красноярска в Пекин отправили другой лайнер. Представитель "КрасЭйр" в Иркутске Александр Плотских считает, что причина задержки рейса вовсе не неисправный самолет. В телефонном разговоре 6 мая он заявил: помешали погодные условия. "Тридцатиградусная жара и сильный ветер. В таких условиях лайнеру не хватило тяги для запуска двигателя", - сказал Александр Плотских. Еще, по утверждению представителя "КрасЭйр", пассажиры устроили бунт, поскольку находились в нетрезвом состоянии. "22 человека покинувших. Из выпивших была только одна женщина. И все. Остальные были трезвые. Никакой пьянки там не было. Экипаж сам спаивал людей. Пиво рекой разливалось. Сами посудите, что такое голодные люди по 3-4 бутылки пива выпили", - сказал Николай Зенков, пассажир рейса 384 "Пекин-Иркутск".
Из неисправного самолета несколько иркутян позвонили в российское посольство в Китае. "Человек, который взял трубку в посольстве, даже не представился. Мы не смогли узнать ни имени, ни его фамилии. Он просто сказал: "Мы вас не приглашали в Пекин. Чем мы можем вам помочь?", - рассказала Светлана Бекарева, пассажир рейса 384 "Пекин-Иркутск".
Вернуться в Иркутск пассажирам удалось лишь в субботу, 5 мая, в 19.00. На сутки позже расписания. На авиакомпанию они намерены подавать в суд.