В России закон, гарантирующий потребителям государственную защиту и поддержку, работает 15 лет. В Иркутске сейчас права потребителей защищают, помимо государственных, три общественные организации.
Прежде чем обычная пищевая соль попадет к потребителю, ее проверят не раз. Например, на содержание естественных радионуклидов. Как правило, показатели редко превышают предельно допустимые. Но испытания в Иркутском центре стандартизации, метрологии и сертификации не прекращаются ни на день. Исследуют приборы, на профессиональном языке метрологов это называется "поверка". Вся работа проводится, чтобы подтвердить: потребитель будет использовать качественный продукт. Но число потребителей, отстаивающих свои права, постоянно растет. "Сегодня мы фиксируем постоянный рост числа обращений потребителей за правовой помощью. Это не потому, что все стало хуже, просто люди стали более грамотны и поверили в то, что они реально могут защитить свои права", - отмечает Виктор Низовцев, начальник отдела по защите прав потребителей администрации г.Иркутска.
В отделе по защите прав потребителей городской администрации людям предоставляют бесплатную юридическую консультацию, помогают грамотно составить претензию и исковое заявление. Сейчас идет неделя работы горячей телефонной линии. Люди звонят, чтобы пожаловаться, узнать свои права и получить помощь. В последнее время участились жалобы на услуги туристических фирм, медицинских клиник, банков. "Человек не может без соответствующего экономического образования посчитать кредит. И получается, что вместо заявленных 18 процентов ему приходится платить до 66 процентов годовых", - говорит Людмила Пельменева, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по Иркутской области.
Специалисты с горечью говорят: со временем понятие "качество" заменилось другим - "безопасность". Производители все чаще обещают безопасный товар. А потребитель вправе рассчитывать на качественный.
Инженер Вениамин Коновалов испытывает мебель на прочность. Испытаниям подвергаются не только диваны и кровати. Новым туфлям и сапогам специальным прибором отрывают подошвы и каблуки. В буквальном смысле проверка на прочность. Но инженер отмечает: несмотря на жалкий вид, качество обуви хорошее. "Сегодняшний производитель уже опытный, не первый раз на испытания приносят. Идет уже другой товар, потому что производители знают, что здесь серьезные испытания, и приносят качественные изделия", - сказал Вениамин Коновалов, инженер-испытатель.
По статистике в большинстве случаев судебных разбирательств правда остается на стороне потребителя. За год в российские суды обращается больше 40 тысяч потребителей. 80 процентов дела выигрывают.