Виновны ли пилоты?

00:00, 23 ноября 2006 г.

Версию, по которой в катастрофе аэробуса А-310 виноваты пилоты лайнера, в Иркутске ставят под сомнение. Напомним, накануне специалисты технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета обнародовали результаты своего расследования. По их мнению, причина трагедии в иркутском аэропорту в июле этого года - человеческий фактор. Такое объяснение вызывает немало вопросов.

Со дня катастрофы аэробуса А-310 прошло уже почти полгода. И только накануне были озвучены итоги расследования. По мнению экспертов, в трагедии не виноваты ни короткая взлетно-посадочная полоса, ни техника. Все произошло из-за ошибки пилотов. Есть даже предположение, как это было. Специалисты технической комиссии пришли к выводу: после приземления командир корабля, включая реверс правого двигателя, непроизвольно переместил рычаг управления тягой левого. В результате самолет, вместо того чтобы тормозить, начал ускоряться. Произошла катастрофа.

Причина сомнительна, но такое объяснение очень предсказуемо, считают адвокаты. Такой исход расследования они предполагали еще два месяца назад. И поэтому внесли в судебные иски сразу две возможных причины авиакатастрофы - техническая неисправность лайнера и ошибка пилотов. "Заключение в настоящее время является недостаточно полным. И сейчас возникает больше вопросов, чем ответов. В частности, в заключении сказано, что у пилотов было достаточно времени, чтобы исправить ситуацию, но они ее не исправили. И возникает вопрос: почему? По техническим причинам или по другим каким-то причинам?" - говорит Роман Буянов, адвокат.

Пассажиры разбившегося авиалайнера в ошибку пилотов тоже не очень верят. Во всяком случае, у Валерия Светлова свое мнение. Изучая ситуацию, он нашел цифры. В мире ежегодно с посадочных полос сходят около 30 самолетов. Но только в Иркутске все закончилось трагично. По словам Светлова, из-за построек, которые находятся слишком близко с аэропортом. "Легче всего свалить на летчиков, потому что их нет и спросить не с кого", - считает Валерий Светлов.

Решение комиссии, говорят в областной прокуратуре, еще не показатель. Есть уголовное дело, и ставить точку в нем пока никто не собирается. Нужно дождаться всех документов по расследованию и проанализировать их. А это несколько тысяч страниц. "Это еще неокончательное решение. Все точки над "i" расставит следствие", - сказал Александр Семенов, старший помощник прокурора Иркутской области.

В Госавианадзоре говорят: без подписей всех специалистов, участвующих в расследовании, документ не имеет силы. А в причинах катастрофы, помимо российских специалистов, разбирались французы и американцы. На изучение документов и внесение поправок у них 60 дней. Лишь после этого будет озвучена окончательная версия. "Поживем-увидим. Я не знаю, что там может измениться. Может, изменится, а может, и нет", - говорит Юрий Журавлев, и.о. начальника межрегионального управления Госавианадзора.

Тем временем в Иркутске продолжаются выплаты пострадавшим и семьям погибших в авиакатастрофе. Общая сумма выданных средств уже составила 22 миллиона рублей. Деньги получили из областного бюджета и из специально учрежденного фонда. Сейчас поступают средства из федеральной казны. "Из федерального бюджета 7 миллионов уже выплачено. И недавно поступило 8 миллионов 160 тысяч. Так что с 27 ноября начнется выплата оставшихся средств", - сообщил Игорь Шпаков, заместитель главы областной администрации.

Останки семи пассажиров лайнера А-310 пока не опознаны. Генетическую экспертизу проводят в Ростове-на-Дону.