СПАСАТЕЛИ РЕК

00:00, 08 августа 2000 г.

Еще два года назад целенаправленным спасением малых рек никто не занимался. Несколько государственных учреждений контролировали гидрохимический состав и бактериологическую безопасность воды; коммунальные службы и добровольцы убирали от бытового мусора прибрежные территории. С недавнего времени в Иркутске появилась организация, которая должна объединить усилия всех служб для спасения реки Кая.

Совет по управлению бассейном реки Кая воспользовался опытом канадских коллег. Семь лет назад экологи и чиновники из Канады пришли к выводу, что бассейном небольших рек можно и нужно разумно управлять. Малые реки питают более крупные водоемы, поэтому промышленное и бытовое загрязнение оборачиваются против самих людей.

Специалисты определяют шесть классов загрязненности. Низовья реки Кая уже получили шестой, самый грязный класс. Участники Совета уверены, что Каю спасти можно. Правда, сделать это будет трудно. Сложность состоит даже не в уборке завалов мусора и перемещении сточных и канализационных труб. Гораздо тяжелее изменить отношение людей к речке. Сегодня только на одном квадратном километре вдоль побережья обнаружено до двадцати стихийных свалок. А в начале века этот район был самой чистой пригородной зоной, на берегу Каи строили дачи самые состоятельные люди Иркутска. Еще сорок лет назад здесь была зона отдыха, а рыбаки ловили хариусов - эта рыба живет только в самой чистой воде. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые виды рыб в Кае все-таки сохранились. Вот только едва ли они могут быть пригодны для людей.

Особая проблема для всех иркутских рек - старые проржавевшие машины. Почему-то стало недоброй традицией отслуживший автомобиль выбрасывать в речку. Проблема утилизации старых машин назрела давно. Литейному заводу перерабатывать металл, толщиной менее шести миллиметров невыгодно, хотя от приемки машин они не отказываются. С другой стороны, ответственность автовладельца за утилизацию своей машины никто не отменял. Поэтому участники Совета переписали и сфотографировали номер кузова каждой машины. С помощью ГИБДД будут найдены и понесут ответственность владельцы этого металлолома. Только с небольшого участка берега было собрано и увезено на переплавку 15 тонн металла.

Работа по спасению Каи будет продолжена, и если все иркутяне к ней присоединятся, через десять лет река сможет полностью восстановить природную чистоту, и в городе станет одной зоной отдыха больше.