Разбюрократить систему органов государственной власти, повысить качество предоставляемых ими услуг - такова цель, которую преследует административная реформа. Что в ее рамках сделано за три года, что предстоит сделать в ближайшее время? Эти вопросы обсуждали сегодня в иркутском "БайкалБизнесЦентре". Семинар собрал представителей восьми сибирских регионов. В столицу Приангарья прибыла также делегация из Москвы во главе с руководителем аппарата правительства Российской Федерации Сергеем Нарышкиным.
Государство отступает и должно дальше отступать перед обществом. В сферы, где общество в состоянии само регулировать процессы, власть не имеет право вмешиваться. Это пафос семинара, участники которого разбирали сегодня, как административная реформа проходит на федеральном и местном уровнях, какие имеет перспективы. Почему в Иркутске? Приангарье вошло в число 26-ти регионов, которые преодолели конкурсный отбор пилотных проектов по реорганизации высших органов власти.
Александр Тишанин, губернатор Иркутской области: Те вопросы, которые еще возложены на чиновничий аппарат, они должны решаться компетентными грамотными людьми.
Сергей Нарышкин, руководитель аппарата правительства России: Нужно сделать работу чиновника технологичной. И в этой связи я еще и еще раз хотел бы подчеркнуть важность и актуальность работы по разработке и внедрению регламентов предоставления государственных услуг.
Для этого, как рассказал Сергей Нарышкин, был проведен анализ законодательства. Выявлены функции федеральных органов власти. Оказалось, что три тысячи правовых норм соответствуют задачам государственного регулирования. А 2600 либо не нужны совсем, либо дублируются различными ведомствами с правами контрольно-надзорной деятельности. Это создает барьеры в организации бизнеса, и это предстоит исправлять. Еще одна задача - повысить качество услуг в государственных и муниципальных учреждениях, чтобы люди не стояли в очередях, не бегали за справками от одного чиновника к другому, могли получить ответ что называется в "одном окне". "Даже если этот ответ отрицательный, то человек должен понять, что все сделано по закону. И зерно сомнения его не должно терзать, что здесь некомпетентные люди и ему надо еще куда-то идти и выяснять", - говорит Надежда Козлова, управляющая отделением Пенсионного фонда по Иркутской области и УОБАО.
Для большей информированности людей и открытости власти в России внедряются современные технологии. Так называемые "электронные правительства", где граждане легко могут узнать, например, о стоимости земельного участка в любом уголке страны или населенном пункте. Однако Сибирь в этом плане пока отстает от других российских территорий. Особенно в глубинке, где порой нет ни электричества, ни связи. "Чтобы внедрить все эти технологии, вы понимаете, что это дорогостояще, без помощи федеральной власти, без помощи региональной власти мы здесь ничего не сможем сделать", - сказала Галина Головченко, мэр Катангского района.
Слова "чиновник" и "бюрократ" вызывают у россиян устойчивую ассоциацию с бумажной волокитой, казенным равнодушием и взяточничеством. Пожалуй, самая трудная цель административной реформы - изменить психологию госслужащих как высшего, так и нижнего звеньев.