Федеральная трасса М-55 - худшая в Иркутской области. Построили дорогу 30 лет назад, как говорят сегодня специалисты, на скорую руку. Но сейчас виноватых искать поздно. Денег на реконструкцию полотна тоже нет. Накануне с рейдом по ямам проехали сотрудники управления автодорожного надзора.
Не дороги, а направления. Это можно сказать о большинстве трасс Иркутской области. Но самый худший участок, по мнению автодорнадзора, от Слюдянки до границы с Бурятией. Полотно практически провалилось. Опытный водитель-дальнобойщик Алексей Петров часто ездит в Китай. Ему есть с чем сравнивать. "Потому что люди нормально строят, и есть, с кого спросить. А у нас асфальт кинул и все, крайнего нет. Дорога рухнула, и шофер виноват. А у нас кто выдерживает технологию? Щебень с битумом смешали, деньги получили и отрапортовали", - возмущается Алексей Петров.
И водитель прав. Именно вопиющие нарушения при строительстве этой трассы - главная причина ее плачевного состояния. 30 лет назад упор делали на ударные темпы возведения, и строительством занимались не специалисты, а военные. Соответственно, без соблюдения каких-либо ГОСТов. Вместо толстой гравийной подушки асфальт положили прямо на глину. Теперь ямы, трещины, вода и грязь выпирают наружу. Пожинаем плоды откровенного брака, говорят сотрудники организации, отвечающие за этот участок. "В весеннее время мы проводим работы по ликвидации пучинообразования. Это выборка асфальтобетона с мест разрушения и заполнение песчано-гравийной смесью, щебнем или отсевом", - говорит Николай Кучин, дорожный мастер ООО "Статус-Сиб".
Все практически вручную и на минимальные средства. "У нас год-два, и нет дороги. На ямочный ремонт много же денег уходит? Ежегодно деньги засовывают-засовывают в ямочный ремонт, а толку нет", - сетует Николай Меньшиков, водитель.
Особенно плачевная ситуация весной. Машины, нагрузка на ось которых превышает все допустимые пределы, разбивают то, что осталось. Нужен капитальный ремонт, один километр которого обойдется примерно в 10 миллионов рублей. Вся дорога не менее полумиллиарда.