Чем тяжелее газета или журнал, тем дороже они обойдутся подписчику

00:00, 25 августа 2005 г.

Весьма спорную реформу затевает "Почта России". С 1 сентября вступают в действие новые правила доставки периодических изданий. В этот день начинается подписная кампания. Решающим критерием теперь станет не то, как часто доставляют то или иное издание и не его формат. На первое место выходит вес газеты или журнала.

Чем тяжелее издание, тем дороже оно обойдется подписчику. Единая методика определения стоимости будет действовать по всей России. Льготы предусмотрены лишь для Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. "Методика стала проще для расчетов, понятней и прозрачней. Поэтому уже сейчас любой издатель может взвесить свою газету и рассчитать, какой будет стоимость услуги почтовой связи", - говорит Геннадий Демидов, директор управления федеральной почтовой связи Иркутской области.

Уже вышли в свет новые каталоги "Почта России" с указанием веса каждого периодического издания. Согласно приведенным там цифрам вес периодики может колебаться от 25 граммов до 9 килограммов. От нововведений выиграют только подписчики небольших газет и журналов. К примеру, подешевеет ежедневная газета "Труд", еженедельник "12 месяцев", "Российская газета", журнал "За рулем". Зато вырастут в цене издания-"тяжеловесы" "СМ-Номер один", "Пятница", "Копейка", "Комсомолка-толстушка". Издатели бьют тревогу: от подписки будет отсечен значительный пласт читающих людей - студенты и пенсионеры. Но особенно пострадают библиотеки. Научные издания большие по объему и тяжелые по весу неизбежно подорожают. Некоторые издания выписывают с первого номера, прерывать подписку просто нельзя. Между тем, только научная библиотека Иркутского госуниверситета "Белый дом" уже тратит на газеты и журналы около миллиона рублей в год. "Наши газеты читают вузы, это 14 тысяч студентов только в университете, а еще преподаватели, научные работники... Я считаю, надо искать альтернативу, ведь это интеллектуальная часть нашего общества", - сказала Ирина Журавлева, заместитель директора научной библиотеки ИГУ.

Издатели "тяжеловесной" периодики региона обеспокоены: доставка по области одного номера такой газеты может обойтись подписчику в десять рублей. Не исключено, что в связи с этим в розничной торговле вырастет спрос на газеты и журналы, что неизбежно приведет к их удорожанию. В списке прогнозируемых изменений также уменьшение числа подписчиков и поиск альтернативных служб доставки. Значит, почта от реформы едва ли выиграет. "Просто надо понимать, что у почты от газет доходы составляют 7-9 процентов, и вся подписка по большому счету - геморрой. Так что для почты эта реформа как золотая операция: то ли она есть, то ли она помрет", - считает Станислав Гольдфарб, генеральный директор агентства "Комсомольская правда-Байкал".

Очевидно, что подписная кампания этой осени станет во многом определяющей для "Почты России". И для основной массы издателей печатной периодики тоже.