Проект строительства нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан. Споры продолжаются

00:00, 16 августа 2005 г.

Общественные слушания по проекту строительства нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан состоялись сегодня в Иркутске. Их организовала компания "Транснефть". Это очередная попытка представить общественникам документы, которые говорят о законности предполагаемого строительства. Нефтяники попытались убедить всех, что проект не несет опасности экологии Прибайкалья. Но верят в это немногие.

Байкал дороже нефти... Или нет? Давний спор экологов, ученых и нефтяников. У каждой группы свои доводы и обоснования: строить или нет нефтепровод Восточная Сибирь-Тихий океан. Правительство проект одобрило досрочно. И это понятно. Экономическая выгода очевидна. Но экологи в панике. Трубу называют бомбой замедленного действия. "Около тысячи километров проходит в очень опасных условиях, связанных с озером Байкал. Либо это болота, которые соприкасаются с экосистемой Байкала, либо это река Верхняя Ангара, которая впадает в озеро Байкал", - говорит Марина Рихванова, сопредседатель "Байкальской экологической волны".

Изначально одобрили один вариант трассы. А для строительства выбрали другой. После дополнительных исследований специалисты "Транснефти" выяснили: можно использовать менее затратный по финансам путь. Южный вариант строительства позволяет компании сэкономить около двух миллиардов долларов. При этом труба пройдет всего в 800 метрах от Байкала, в водосборном бассейне озера, где зафиксирована самая высокая сейсмичность в Восточной Сибири - около десяти баллов. В связи с этим ученые задали нефтяникам один из самых актуальных вопросов: за сколько времени при аварии нефть дойдет до Байкала? Ответ мало что объяснил. "Но даже если учитывать то, что, может быть, случится, то предусмотрены такие силы и средства, которые позволят нам локализовать быстро слив нефти", - заявил Владимир Федоренко, представитель компании "Транснефть".

Доклад главного специалиста отдела экологии компании "Транснефть" также не добавил ясности. Светлана Абакшина представила цифры и факты, говорящие только об экономической стороне проекта. "Технико-экономическое обоснование разработано по первому пусковому комплекту, который предназначен для транспортировки 30 миллионов тонн нефти в год, и включает трубу Тайшет-Сковородино протяженностью 2297 километров и нефтеперерабатывающую станцию в Тайшете и четыре промежуточных", - сказала Светлана Абакшина.

О безопасности нефтяники говорили немного. Пытались успокоить: строительство на Байкале пройдет новым способом. Это будет так называемая "труба в трубе", что позволит предотвратить утечки. Но, добавляют, есть еще и человеческий фактор. Незаконные врезки. Обнаружить и ликвидировать их очень сложно. А утечка нефти происходит не меньше, чем при аварии. Противники строительства нефтепровода надеются, что сегодняшние слушания не последние. Они не намерены прекращать борьбу за спасение самого чистого озера планеты.