Спецрепортаж: Сахалин и его проблемы

00:00, 08 июня 2005 г.

Регионы разные - проблемы похожие. Съемочная группа программы "Новости" вернулась с Сахалина. Журналистов "АС Байкал ТВ", единственных из российских региональных СМИ, пригласила в пресс-тур организация "Гринпис". Специальный репортаж о жизни на острове.

Бесконтрольная вырубка лесов, угроза рыбным запасам, строительство опасного нефтепровода - эти экологические вопросы актуальны не только для Иркутской области. Это не Байкал. Это Охотское море. И хотя разделяют два водоема почти 4 тысячи километров, проблемы, с которыми приходится сталкиваться экологам, очень похожи.

Когда-то промышленный гигант. Сегодня почти руины. Таких целлюлозно-бумажных комбинатов на Сахалине было 8. Строили их еще японцы в 20-х годах прошлого века. Теперь ни один не работает. Причина банальна - нет сырья. Везти лес с материка невыгодно, золотая целлюлоза получится.

И в период японского господства на острове, и в советское время мощность заводов существенно превосходила продуктивность сахалинских лесов. В первую очередь вырубались равнинные участки, массивы, расположенные вблизи населенных пунктов, рек и железных дорог. Плюс пожары. Итого: кризис лесной отрасли в начале 90-х. Не преодолен он до сих пор. Лес вроде и есть, но, как ее называют, спелая древесина труднодоступна. Осваивать участки невыгодно. Объемы заготовок небольшие и ведут их мелкие арендаторы. "Чтобы работали ЦБК, нужны лесозаготовительные структуры. Сегодня есть только 21 мелкий арендатор из полутора-двух тысяч", - говорит Борис Осиновец, заместитель руководителя агентства лесного хозяйства по Сахалинской области.

Лесная отрасль в экономике региона никогда не играла главную роль. Хлеб островитян - это, естественно, рыба. Особо ценные лососевые породы: сиг, горбуша, кета, сима, навага. Морепродукты: креветки, гребешок, крабы. И, конечно, икра. Но на местном рынке все эти дары моря стоят еще дороже чем, например, в Иркутске. Южно-Сахалинский рынок. Креветки 250 рублей за килограмм, балык кеты - 160, икра красная по тысяче.

Государственных промысловых предприятий давно нет. Только частники. Кто-то работает легально, кто-то полулегально, но в основном браконьерят. Рыбу везут в центральную часть России. Другие дары моря в Японию и Корею. Парадокс: лимиты на краба, например, не дают вообще. Ученые говорят: нет его. Рыбаки же ловят. И, естественно, нелегальной продукцией, которую не примут в России, кормят заграницу. Тем более, до Японии отсюда всего 120 километров.

Самый большой рыборазводный завод на Юго-Восточном побережье Охотского моря. 15 миллионов мальков горбуши и кеты в год. Вот он хозяйственный подход! Экономически рыборазведением заниматься невыгодно. Но если этого не делать, лет через пять в море и на нерестовых речках делать будет нечего. А так вырастили, выпустили, сами же поймали и переработали. "До перестроечных времен в Сахалинской области скат малька в море составлял 7 миллиардов малька в год. Это и с заводов, и, естественно, с речек. Сейчас всего 700 миллионов, то есть в 10 раз меньше", - рассказал Владимир Югай, директор рыборазводного завода.

Своими силами и местную речку Бахуру от браконьеров охраняют. В остальных водоемах рыбы почти не осталось, "вырезали" всю, говорит Владимир Югай. Но скоро будет еще хуже. Теперь все экологические проблемы острова кажутся лишь мелкими неприятностями. Здесь идет реализация одного из самых крупных и самых скандальных проектов нефте- и газодобычи "Сахалин-2". Инвесторы иностранные - корпорация "ШЕЛ", "Мицуи" и "Мицубиси". Добывать ископаемые будут со дна моря. По трубам, протянутым через весь остров, передавать на завод по сжижению природного газа, коротко - СПГ.

Таких гигантов в мире еще не строили. Строительство идет ударными темпами, через 2-3 года закончится. Несколько тысяч рабочих живут в этом, специально построенном поселке. В основном иностранные и другие привлеченные специалисты, местных немного. Оператор проекта - компания "Сахалин Энерджи" - уверяет: мы пришли всерьез и надолго, потому экологическая безопасность на уровне мировых стандартов. Еще один приоритет - экономическая полезность проекта для местного населения. "В основном, репутация нашего проекта не очень положительна среди общественности, но мы убеждены, что та деятельность, которую мы ведем, она принесет большую выгоду Сахалинской области", - заявил Ян Крейг, исполнительный директор компании "Сахалин Энерджи".

Но на деле о выгоде говорить не приходится. В 10 километрах от грандиозной стройки город Корсаков. "Беспризорник", как называет его мэр Анатолий Зливко, нищий и полуразрушенный. Проблемы с теплом, водой, дорогами, зарплатами. Нас обманули, говорят его жители. Обещали отдать горожанам жилье, которое останется после строителей, выделять средства на развитие города, провести в дома дешевый газ. "Необходимо решить вопрос с газификацией Корсакова. В 6 километрах от города проходит труба, а город дымит котельными на угле, который с трудом доставляют с севера Сахалина. А рядом проходит газ. Это нонсенс!", - сказал Анатолий Зливко, мэр г.Корсаков Сахалинской области.

Вместо нефтедолларов Корсаков получил всплеск детской проституции, повышенные нагрузки на водозаборы, медицинские учреждения, милицию. Большегрузные автомобили сотнями в день проезжают на стройку и обратно по и без того разбитым городским дорогам. Мэр принял решение повысить арендную плату за землю под комбинатом, а это около пятисот гектаров, в 100 раз. Полугодие заканчивается, денег нет.

"Зеленые" же больше говорят о потенциальных рисках проекта для экологии острова. Труба, уложенная под землей, опасна протечками нефти. Пересекает она более тысячи рек, половина которых нерестовые. И в этих местах нефте- и газопровод проводят не наземным, как хотелось бы, а траншейным способом, по дну. И, по мнению активистов местной общественной организации "Экологическая вахта Сахалина", большую часть работ ведут с серьезными нарушениями природоохранного законодательства. Ее лидер Дмитрий Лисицин предупреждает: те же проблемы скоро могут появиться и у жителей Иркутской области и Бурятии. Здесь собираются качать нефть по проекту "Восточная Сибирь-Тихий океан". Маршрут пройдет по водосборному бассейну Байкала, в сейсмически опасных районах, в непосредственной близости от населенных пунктов. "Компании качают нефть и платят в федеральный бюджет. А часть денег должна идти в местные бюджеты. Люди должны что-то получать. Они подвергаются опасности, через их землю идет труба", - считает Дмитрий Лисицин, председатель совета общественной организации "Экологическая вахта Сахалина".

А жители Сахалина уже выражают свое отношение к выгодному проекту.

- Едешь через Сахалин по трассе, видишь одни трубы, трубы - удручающий пейзаж. Меня это вообще не устраивает.

- Я против нефтепровода, газопровода. Я люблю природу, а природа - это жизнь.