Цены на проезд в трамваях и троллейбусах в следующем году, скорее всего, понизятся. Это связано с монетизацией льгот. С 1 января пенсионеры и инвалиды будут расплачиваться в муниципальном транспорте живыми деньгами. Но если тарифы останутся прежними, многие пересядут на маршрутные такси.
Из 75-ти трамваев в должном техническом состоянии меньше половины. Почти всем машинам необходим капитальный ремонт. По инструкции его положено делать каждые шесть лет. Но многие трамваи за время эксплуатации не прошли ни одного. У депо на это нет средств. Вот и латают вагоны, как легендарный Тришкин кафтан. Сегодня, например, на одном из них меняют колесные оси - самое слабое место у этого вида транспорта. Новые должны были поставить еще шесть лет назад. "Не вполне безопасно. Отламываются оси-то, а денег на капитальный ремонт никто не дает", - сетует Олег Огнев, главный инженер трамвайного депо.
Денег трамвайному депо не хватает постоянно. Пассажиры муниципального транспорта - в основном льготники. Предприятие имеет минимальные доходы. Их хватает лишь на заработную плату рабочим. На все остальные нужды средства обязаны выделять из областного бюджета, чтобы компенсировать предприятию бесплатный проезд ветеранов и инвалидов. Но в полном объеме этого не происходит. За три года власти региона задолжали около 140 миллионов рублей. Транспортники обратились в суд. "Много времени считалось, что транспортное предприятия не могут доказать свою правоту в суде, так как у них нет первичных документов. Видимо, это и расслабило наши финансовые органы. Они сочли, что раз уж мы не можем отстоять в суде наши права, то можно наше финансирование сократить", - говорит Ольга Козубская, адвокат.
Дело выиграли. Но это лишь первый шаг к победе, говорят работники депо. Ответчик - областная администрация - намерена подать кассационную жалобу. И неизвестно, сколько еще времени пройдет, пока примут окончательное решение по иску. Впрочем, электротранспортники живут сейчас другими заботами.
С 1 января в силу вступает закон о монетизации льгот. Люди станут платить живыми деньгами. Вот только кому - неизвестно. Имея в руках не льготный билет, а наличность, многие, скорее всего, пересядут на коммерческий транспорт. "Может быть, январь и февраль мы поработаем на тарифе 6 рублей. Если будет конкуренция значительная и мы не соберем того, что планируем, то пойдем на снижение до 5 и 4 рублей", - сказал Анатолий Ступников, генеральный директор МУП "Иркутскгорэлектротранс".
А еще утеплить вагоны, чтобы было комфортно, как и в маршрутках. И график движения скорректировать. Ведь пока льготники больше симпатизируют частникам. "Если мне срочно надо, то я сажусь в маршрутку, если деньги есть. Я же не буду полчаса или час ждать трамвай", - говорят люди.