Все утреннее заседание депутаты Законодательного собрания посвятили этому вопросу. Утверждены цифры предполагаемых доходов, расходов и дефицита. Объявлены приоритеты, на которые, прежде всего, будут направлены денежные средства.
Сегодня депутаты увидели бюджетный пирог в сыром виде. Этакий трехслойный полуфабрикат, изготовленный "кондитерами" из финуправления и парламентских комитетов. Снизу доходная часть, сверху расходы, прослойка из дефицита. Администрация рекомендует все это "испечь", то есть принять в первом чтении.
Получасовой доклад о "кулинарных" особенностях бюджетного блюда в исполнении главного разработчика Владимира Пашкова. По окончании вопросов к финансисту немного. Наговорились до сессии на депутатских слушаниях и в комитетах. Известно даже, кто будет голосовать против принятия. Коммунисты. И то не все. Они считают, что доходы могли быть побольше, а расходы непонятно из чего складываются. "То есть мы принимаем какую-то общую цифру, допустим, 32 миллиарда, а потом будем делить, кому получится и кто может быть ближе", - говорит Сергей Левченко, депутат Законодательного собрания.
Обсуждение длилось недолго. Слово губернатору. Говорит о приоритетах. Повышение зарплаты бюджетников - раз. На 20 процентов в январе и еще на 10, возможно, во втором полугодии. Выполнение обязательств по пакету социальных законов - два. Подготовка к переходу на новую систему организации местного самоуправления - три. О дополнительных источниках доходов. Многим, мол, видится успех в переговорах с крупными финансово-промышленными группами. Но не пора ли заглянуть в кубышки малых и средних предпринимателей? "Это огромный теневой оборот капитала, который налогообложению, к сожалению, не подлежит", - сказал Борис Говорин.
Население, кстати, тоже участвует в формировании бюджетного пирога. Не только подоходным налогом. С Нового года за жилье будем платить по полной - все 100 процентов против нынешних 90.
Особо о "прослойке" - дефиците. Бюджетный комитет корректировал его дважды: до сессии и во время нее. Спорными оказались 150 миллионов. Сначала их добавили. С перспективой отдать потом Иркутску. На выполнение закона о статусе областного центра. Но потом сумму спрятали в рекомендательную часть постановления. Губернатор просил убрать и оттуда. Мол, городские программы область, возможно, будет финансировать только в пае с самим Иркутском. Так что снос аварийного и ветхого жилья в столице Приангарья, именно туда предполагалось направить средства, теперь под вопросом. "При проработке бюджета во втором чтении придется еще раз состыковывать суммы средств, которые сможет выделить областной бюджет и, конечно же, городской бюджет", - говорит Владимир Якубовский, мэр г.Иркутска.
Бюджетный пирог за год подрос всего на 1,5 процента. Все понимают, что мало. Аппетиты большие. Большинство городов и районов нуждаются в усиленном питании. А на него не хватает, по некоторым оценкам, три миллиарда рублей. Это помимо официального дефицита в два миллиарда. Региональная власть пеняет на федеральную. Несправедливо, мол, распределяет средства. Вон Тыва живет припеваючи, а промышленная Иркутская область потуже затягивает ремни.
В постановлении, принятом Законодательным собранием, внесены рекомендации депутатам Государственной Думы от Приангарья. Им поручено повлиять на политику центра. Если бы в области оставались еще хотя бы 10 миллиардов заработанных ей рублей, мы бы жили по-другому. Подобные рекомендации давались нашим представителям в Москве не раз, но воз и ныне там.