Споры из-за фарфора

00:00, 15 ноября 2004 г.

На прошлой неделе в Иркутском художественном музее появилась коллекция изделий Хайтинского завода. Собраны ценности за 135 лет работы производства. Все эти годы фарфор хранился на складе в Мишелевке. Во время приватизации изделия не вошли в уставной капитал предприятия, поэтому до сих пор принадлежат государству. Государство и забрало. Коробки с экспонатами изымали практически насильно.

За коллекцией фарфора на завод приехала специальная комиссия: работники областного музея в сопровождении сотрудников силовых ведомств. На территорию попали через главный вход, предъявили "корочки", охрана не встала на пути. Помещение, где хранились ценности, просто взломали. "Они ехали уже с инструментами, с гвоздодерами, со своими кувалдами, с отмычками", - говорит Виктор Захаренко, технический директор ЗАО "Фарфоровый завод "Хайта".

Более 300 коробок, вывезенных с территории завода, распаковывают хранители Иркутского художественного музея. Его фонды пополнились на 4,5 тысячи экспонатов. В коробках вся история сибирского фарфора. По предварительным оценкам, стоимость всей коллекции фарфора около двух миллионов долларов. Может быть, и больше. Хранители не любят говорить об этом. Вещи попали в стены музея, стали экспонатами - значит, приобрели статус бесценных.

Четыре с половиной тысячи кружек, тарелок, подсвечников, ваз и чайных заварников посетители музея увидят уже через несколько месяцев. Название экспозиции - "История сибирского фарфора". На завод в Мишелевку хранители готовы вернуть ценности, только при условии если на заводе будет оборудован выставочный зал для коллекции. Фарфор не должен храниться в закрытом помещении, его должны видеть люди.

Модельщик Андрей Лукашенко - один из немногих сегодня работающих на хайтинском фарфоровом. Производство запустится весной, к тому времени нужно приготовить модели будущей продукции. "Ну, я вот сам лично учился у старых мастеров, которые работали, смотрел все тонкости", - говорит Андрей Лукашенко, модельщик ЗАО "Фарфоровый завод "Хайта".

Вывезенный фарфор не только копировали, на нем учились. Мастера говорят: без старой коллекции производство и вовсе встанет. Нужно открывать в Мишелевке музей, возвращать фарфор. Администрация завода пока ничего не решила.