Министр образования России в Иркутске. Сегодня Андрей Фурсенко обсуждал проблемы высшей школы с руководителями научных институтов и вузов областного центра. Фурсенко отметил, что его визит носит неформальный характер, поскольку высокопоставленный чиновник сейчас в отпуске. Беседа преподавателей с министром в техническом университете приобрела характер дискуссии.
Говорили о едином государственном экзамене. В Иркутской области его проводят в качестве эксперимента на базе технического университета. Дело новое, опыта у преподавателей мало. Но, опираясь на то, что уже есть, они говорят: единый госэкзамен должен сочетаться с другими формами проверки знаний школьников. Министр образования считает, что альтернативные варианты имеют право на существование, но нельзя говорить, что ЕГЭ себя не оправдывает. Он подчеркнул: проблема в том, что мало кто точно представляет, что скрывается за аббревиатурой. "На самом деле, логика ЕГЭ - это объективный письменный экзамен", - сказал Андрей Фурсенко, министр образования России.
"Дело в том, что ЕГЭ начинает буксовать еще и на преподавателях школ. Ведь косвенно он оценивает еще и их уровень подготовки", - заметил Александр Тришечкин, проректор ИрГТУ по учебной работе. Для страны это хорошо, считает Тришечкин. Таким образом, учителя сами проверяют качество своей работы. Но с другой стороны, заложниками этого становятся их ученики. Нет качества - нет знаний, нет возможности учиться в вузе.
Беседа еще более оживилась, когда речь зашла о государственной и негосударственной системах образования. Андрей Фурсенко сказал, что не видит необходимости сокращать количество учебных заведений, но проверять уровень их подготовки считает необходимым. Он интересовался у преподавателей университета, как они относятся к тому, что московские вузы открывают филиалы в регионах. Ему ответили: столичные конкуренты хоть и гарантируют столичный диплом, но это не лучший вариант для дальнейшей работы молодого специалиста.
Говоря о реформе высшей школы, министр подчеркнул: к изменениям надо готовиться заранее. В том числе, и на законодательном уровне. Однако следует понять, что перемены в науке и преподавании все равно будут, независимо от желания или нежелания ученых. Прежде всего, они коснутся системы финансирования. "Я считаю, что вообще сметное финансирование науки должно уменьшаться и переходить к долговременным, подчеркиваю, долговременным, не на один год, а на 3-5 лет выигранным конкурсам", - сказал Андрей Фурсенко.
Губернатор Иркутской области Борис Говорин, который сегодня сопровождал министра образования, заметил, что теперь иркутские ученые из первых уст проинформированы о политике власти в области высшей школы. Следовательно, им будет проще строить сотрудничество с Министерством.