БАМ празднует юбилей

00:00, 12 июля 2004 г.

В Иркутск сегодня вернулись строители Байкало-Амурской магистрали. Бывшие комсомольцы, теперь уже пожилые люди спецпоездом ездили отмечать годовщину начала стройки века. Праздник проходил в столице магистрали - городе Тында. Многие строители говорят, что главным подарком к юбилею для них стала возможность проехать по тем местам, где 30 лет назад они рубили просеки и укладывали рельсы.

Комсомольцы едут на БАМ. Вернее, бывшие комсомольцы. 30 лет назад они строили железную дорогу. Теперь едут по ней с комфортом. В вагонах класса СВ. До столицы Байкало-Амурской магистрали трое суток пути. С собой комсомольцы взяли ведро ромашек да старые песни. "У нас песен 3 килограмма ровно. Я даже взвешивала на весах. Народу много, что-то уже подзабыли, поэтому я песни распечатала для всех. На весах взвесила - 3 килограмма", - рассказала Людмила Приходько.

Первостроителей торжественно встречают на каждой станции. Дарят цветы, поют песни. А 30 лет назад все обстояло по-другому: непроходимая тайга, где им нужно было построить магистраль. Первый десант высадился в начале мая 1974 года. 300 молодых людей начали возводить поселок Звездный. Однако пришли они не на голое место. Первые просеки и палаточный городок подготовила бригада, в составе которой был Александр Шинкарев. "Встретили их на всем готовом", - говорит Александр.

Комсомольцы проложили дорогу длиной в три тысячи километров, возвели мосты, тоннели, города и поселки со школами, детсадами и благоустроенными домами. Между тем у многих строителей БАМа другое жилье. Так называемые "щитовушки", которые 30 лет назад называли временными. В одной из таких Солтангазы Молдаханов несколько лет назад нелегально провел холодную воду. Горячая бывает только зимой, ее берут из батареи. "Какие туалеты? Туалет у нас на улице. Ванны нет у нас. Думали, все это будет. А теперь видите, в халупе остались. И никакого просвета нет", - сказал Солтангазы Молдаханов.

В "щитовушках" и "вагончиках" живеут большинство бамовцев. Новостроек в северных поселках нет. Так же не строят на БАМе и второй путь. От Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре идет однопутная дорога, на которой практически нет электровозов. Привычных проводов нет над большей частью Байкало-Амурской магистрали. Две тысячи километров пути здесь до сих пор не электрифицированы, поэтому поезда водят тепловозы. Начальник Восточно-Сибирской железной дороги Александр Тишанин говорит, что электрифицировать БАМ невыгодно. В сутки по магистрали проходит всего 8-12 поездов. "Это количество поездов вполне возможно вести по однопутной дороге без электротяги. То есть если была бы электротяга, потребовалась бы скорая окупаемость", - поясняет Александр Тишанин.

Байкало-Амурская магистраль проходит вблизи крупных месторождений золота, урана, нефти, черных металлов. Между тем сейчас начинают разрабатывать лишь одно - Чинейское угольное. Именно поэтому, сетуют специалисты, грузоперевозок по БАМу не много. Однако, уверяют они, будущее дороги еще впереди. А сейчас праздник строителей и железнодорожников. Отмечать его приехали в столицу БАМа Тынду. Для ветеранов стройки века были организованы концерты и фейерверк. Пожилые комсомольцы жалеют об одном: что сейчас в стране нет таких же масштабных строек.