В ангарском Доме культуры "Нефтехимик" проходит выставка картин живописца. В экспозиции 60 работ из его знаменитой серии "Гималаи". Они прибыли в Ангарск из Московского международного центра Рерихов. Вернисаж продлится еще неделю.
Выставка Рериха готовилась в Ангарске без особой шумихи. В отличие от шедевров Эрмитажа, за которыми начали следить, когда самолет с ними был еще в воздухе, эти картины прибыли в Ангарск почти незаметно. Зато сейчас малый зал Дворца нефтехимиков не пустует.
"Такое разнообразие и выразительность очертаний, такие фантастические города и многоцветные ручьи" - эта запись осталась в путевом дневнике Николая Рериха после его знакомства с Гималаями. Там художник побывал в 20-х годах прошлого века с археологической экспедицией. Впрочем, запечатлеть горные пейзажи, так поразившие его, Рерих смог только более десяти лет спустя. "Написаны они были по памяти, поскольку в этой экспедиции местные власти не разрешали рисовать, так как русских людей британские колониальные власти рассматривали как шпионов", - поясняет Ирина Слинькова, организатор выставки.
Эти пейзажи Рерих писал сложной техникой "темпера". Основу красок составляют растертые в порошок минералы, соки растений, яичный желток и растительный клей. Допускать ошибки нельзя: краски мгновенно сохнут и рисунок уже невозможно подправить. Непревзойденным критиком и советчиком для Николая Рериха всегда была супруга. "Она подсказывала сюжеты картин, помогала работать с красками. Если ей что-то не нравилось, он не писал эти работы. Он всегда говорил: "У моих работ должно быть два имени - мужское и женское", - рассказала Ирина Слинькова.
Помимо картин, на выставке представлены фотографии из семейного архива династии Рерихов, а также снимки многочисленных путешествий художника. Одна из фотографий засвидетельствовала подписание в кабинете американского президента Рузвельта знаменитого "пакта Рериха". Свою подпись под документом оставили главы 30 стран. Они обязались в случае возможной войны сохранять культурное наследие. Специально для этого Рерих даже ввел знак - так называемое "знамя мира". Вывешенное над фасадом, оно должно было обеспечивать музеям и театрам полную неприкосновенность. Впрочем, обещания существовали только на бумаге. История показала, что на практике все было иначе. Яркий пример тому - разрушенная во время войны картинная галерея в Дрездене. Впрочем, историки и культурологи надеются, что "знамя мира", придуманное Рерихом, когда-нибудь вернет свое первоначальное значение.