КИТАЙ ПОЛУЧИТ БОЛЬШЕ РОССИЙСКОЙ НЕФТИ

00:00, 29 марта 2004 г.

Соглашение о сотрудничестве между нефтяной компанией "ЮКОС" и ОАО "Российские железные дороги" подписано накануне в Москве. Документ будет регулировать взаимоотношения, связанные с увеличением поставок нефти в Китай. По условиям семилетнего контракта с "ЮКОСом", восточный сосед вскоре будет получать из России по 15 миллионов тонн топлива в год.

Построить Великую китайскую стену, наверно, оказалось легче, чем провести нефтепровод из России в Китай. Стена, конечно, более грандиозное сооружение, но она построена и стоит здесь уже более двух тысяч лет. Нефтепровод - это пока только переговоры и документы. Некоторые опасаются даже, что трубы не будет совсем. Однако работники российского посольства в Пекине не согласны с таким мнением. Об этом посольство заявило представителям нефтяного бизнеса Поднебесной. "У нас были разговоры на высоком уровне, и ответили мы им следующее: между Российской Федерацией и КНР дипломатические отношения существуют с 1949 года, и информация по столь важным вопросам передается только по официальным каналам", - сказал Сергей Гончаров, посланник России в КНР.

Официальной информации о том, что трубу строить не будут, не существует. Но пока нет и согласованного проекта, который послужил бы альтернативой магистрали Ангарск-Дацин. Железнодорожные поставки нефти, хоть и растут, но все еще не обеспечивают потребностей Китая в топливе. Нефти нужно много уже сейчас. Темпы экономического развития восточного соседа говорят о том, что в самое ближайшее время ее понадобится еще больше.

Взаимоотношения нефтяной компании "ЮКОС" и китайских нефтяных корпораций CNPC и СИНОПЕК остаются ровными. Почти пятилетнее сотрудничество приносит свои плоды в развитии взаимодействия. Тем временем, "ЮКОС" намерен из года в год наращивать объемы поставок нефти в Китай по железной дороге. Все зависит лишь от ее пропускной способности. В 2005 году планируется завезти около 9 миллионов тонн, в 2006 - уже примерно 15 миллионов. Предполагается, что через два года это количество вырастет еще. Об этом заявил на днях глава "Российских железных дорог" Геннадий Фадеев. Он подчеркнул, что процесс потребует строительства новых путей и электрификации одного из участков железной дороги в Восточной Сибири. Для этого понадобятся инвестиции - примерно 40 миллиарда рублей. Председатель правления "ЮКОСа" Семен Кукес отметил, что нефтяная компания будет использовать объемы поставок для привлечения кредитов в рамках модернизации железной дороги. По его мнению, другие нефтяные компании также, вероятно, заинтересуются участием в этом проекте с освоением месторождений Восточной Сибири.

Таким образом, соглашение между "ЮКОСом" и "Российскими железными дорогами" должно принести пользу не только нашей стране, но и Китаю, который получит больше российской нефти.