Северомуйский тоннель на БАМе открыт для регулярного движения поездов. Накануне президент "Российских железных дорог" перерезал красную ленточку. Между тем, специалисты говорят, что в полную силу грандиозное сооружение заработает лишь через полгода.
Северомуйский тоннель открыт для постоянного движения поездов. Этого часа железнодорожники ждали долго. Почти 30 лет. Длина тоннеля больше 15 километров. 10 из них подъем, пять - спуск. Сооружение называют самым сложным в мире.
Тоннель построили на месте тектонического разлома, поэтому там часто бывают землетрясения. Однако работу строителей осложняло не это. Скальные трещины Северомуйского хребта заполнены водой, песком и глиной. После одного из взрывов такая масса большим напором залила тоннельщиков. Тогда погибли 60 человек. На несколько месяцев строительство прекратили. Специалисты долго не могли остановить поток воды. "То, что удалось нашим ученым, строителям применить технологию замораживания воды с напором в 300 метров, это примерно 50 атмосфер, это, я скажу, уникальный случай в мировой практике", - говорит Геннадий Фадеев, президент ОАО "Российские железные дороги".
Воды в тоннеле много и сейчас. В параллельном стволе течет несколько горячих источников. Во время строительства специалисты пользовались так называемыми водопонижающими технологиями. Главная проблема Северомуйского тоннеля - вода. Из него вытекают термальные радоновые источники. По специальному желобу воду отвели в соседнюю речку Окусикан. Именно поэтому ее русло не замерзает даже в 40-градусный мороз.
Во время строительства тоннеля поезда ходили по объездному пути через перевал. Там много спусков и подъемов. Машинисты считают эту дорогу очень опасной. "Там порядка 30-ти километров спуск, и в случае отказа тормозов поезд становится неуправляемым. Возможен сход с пути и под откос поезд улетает, а высота там примерно метров 200, как с самолета. Кругом скалы, камни", - рассказал Сергей Медведев, машинист.
Дорогу через перевал пока демонтировать не будут. Специалисты говорят, что по ней еще будут ходить поезда. Тоннель строили очень долго, и там пора начинать капитальный ремонт.