Проблемы со строительством трубопровода из России в Китай повлекли за собой необходимость срочно наращивать объемы поставок нефти для восточного соседа по железной дороге. Китай с нетерпением ждет российскую нефть. Тем не менее, КНР надеется, что российское правительство все же выполнит свои обязательства по реализации проекта нефтепровода.
В межправительственном соглашении между Россией и Китайской народной республикой сказано, что наше государство обязуется построить трубопровод между двумя странами. Но в документе не указан путь пролегания трубы. Фактически ни один из проектов не готов к реализации. Южный вариант Ангарск-Дацин после экологической экспертизы отправлен на доработку. Для северного маршрута на Находку с ответвлением на Дацин нет еще даже технико-экономического обоснования. Но контракты по поставке нефти надо выполнять. Китайцы очень ревностно относятся к подписанным договорам. Они полагают, что слово, данное партнеру, нарушать нельзя.
Недавний визит российского премьера Михаила Касьянова в Пекин несколько разрядил обстановку в отношениях между двумя странами. Глава правительства объяснил, что задержка строительства связана не с изменением курса российско-китайских отношений и не с тем, что наша страна решила подыскать более выгодного партнера. Загвоздка в законодательстве. "Речь идет о проблемах, связанных с законодательством в целом, в такой его важнейшей сфере, как экологическая", - поясняет Сергей Гончаров, временный поверенный России в КНР.
Посланник России в КНР Сергей Гончаров подчеркнул, что проще решить все юридические вопросы до начала строительства, чтобы потом работать спокойно. А пока доставлять нефть в Поднебесную будут с помощью железнодорожного транспорта. В следующем году компания "ЮКОС" отправит туда 5,5 миллионов тонн, в 2005 - 8,5. "В перспективе мы планируем выйти на объем поставок по железной дороге до 15 миллионов тонн с тем, чтобы подготовить ресурсную базу в России, развитие дальнейших поставок нефти по трубопроводу, учитывая постоянно растущие потребности китайской стороны", - говорит Сергей Присяжнюк, директор представительства НК "ЮКОС" в Пекине.
Тарифы на поставки нефти по железной дороге уже рассмотрены. Но они влекут за собой существенное увеличение издержек. Поэтому китайцы не теряют надежды, что нефтепровод из России в Китай все же когда-нибудь будет построен. Между тем, время, которое уйдет на разработку и строительство трубы, будет использовано рационально. Железнодорожные поставки российского сырья позволят китайцам постепенно расширять производство бензинов. Таким образом, будет подготовлена платформа для дальнейшей совместной работы по эксплуатации нефтепровода.
В нефтяной компании "ЮКОС" утверждают, что свои обязательства по договору с китайской народной республикой непременно выполнят. Ведь российская нефть нужна Китаю. И уже несколько лет она по железной дороге поступает в Поднебесную