ЗАВЕРШИЛСЯ ФЕСТИВАЛЬ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ВАМПИЛОВА

00:00, 22 сентября 2003 г.

Одним из самых скандальных назвали театральные критики фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова. Сегодня организаторы и гости подвели его итоги. Торжественная церемония закрытия фестиваля прошла на сцене Иркутского академического драматического театра.

IV театральный фестиваль современной драматургии завершен. За семь дней он объединил более трехсот актеров со всей России, а также критиков, театроведов и зрителей. Пожалуй, единственное, чем все участники остались довольны, - это организация фестиваля. Здесь Иркутский академический драмтеатр весьма преуспел. А вот все, что касается содержания фестивальной программы, по мнению гостей, оставляет желать лучшего. Самые жаркие дебаты вызвал спектакль, показанный на открытии. Это постановка вампиловского "Старшего сына" в исполнении молодежной студии питерского театра Ленсовета. Свободную интерпретацию начинающих актеров общественность восприняла как кощунство над творчеством Вампилова. "Я к этому спектаклю отнеслась резко отрицательно. Они взяли Вампилова и превратили его в шутовской спектакль, который должен веселить молодежь", - заявила Надежда Тендитник, член Союза писателей России, преподаватель Александра Вампилова.

А вот постановка иркутского ТЮЗа по повести Валентина Распутина "Прощание с Матерой" единодушно признана одной из самых удачных на фестивале. По поводу остальных 12-ти спектаклей мнения разделились. Причем настолько, что некоторые поговаривали даже о скандале в культурных кругах. "Не было такого фестиваля, которым были бы довольны все участники. Но есть граница, за которой эти недовольства переходят в склоку. Сейчас мы опять немножко в склочной ситуации", - говорит Валерий Бегунов, обозреватель журнала "Современная драматургия", г.Москва.

Почву для дискуссий создал вопрос об актуальности современной драматургии в театрах страны. Слишком узко и неправильно, по мнению некоторых театроведов, трактуют режиссеры это понятие. В итоге, страдает зритель, который просто не понимает многих современных постановок. "Это общероссийская проблема, общероссийская боль, и это правда", - сказал Владимир Крупицкий, профессор института повышения квалификации работников искусства, культуры и туризма.

В связи с этим главный режиссер драмтеатра Геннадий Шапошников даже выдвинул идею о создании на базе театров некой экспериментальной площадки. Там режиссеры могли бы дорабатывать и "обкатывать" свой материал. И главный упор, по мнению практиков, тут нужно делать на идейность спектакля, которая зачастую теряется на фоне дорогих декораций и безликой игры актеров. "У страны нет идеи. О какой можно говорить художественной идее? Мы все говорим одним языком. Энергетики нет в артистах. Им нечем жить", - считает Виктор Панов, художественный руководитель Архангельского областного молодежного театра.

Свою долю критики получили не только театральные деятели. Досталось и скульпторам. Речь идет памятнике Вампилову, который, кстати, большую часть фестиваля простоял под покрывалом, дожидаясь торжественного открытия. В отношении монумента участники театрального форума не поскупились на реплики: и стоит возле пивных ларьков, и выполнен нетипажно, и в сторону театра совсем не смотрит. В общем, об этом фестивале в театральных кругах будут говорить долго. Ровно столько, чтобы хватило до следующего.