ОТКРЫЛСЯ IV ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ВАМПИЛОВА

00:00, 15 сентября 2003 г.

Фестиваль продлится неделю. За это время на сцене академического драматического театра покажут 14 спектаклей коллективы из Москвы, Архангельска, Кемерово, Нижнего Новгорода и других городов. Кроме этого, пройдут капустники и семинары для актеров и критиков.

Подготовка к фестивалю заняла около года. В конкурсном отборе участвовало более 50 российских театров. "Трудным путем мы шли к открытию этого фестиваля. Наверное, как и вся жизнь драматурга была нелегкой", - сказал Сергей Дубровин, заместитель главы администрации Иркутской области.

Открылся фестиваль сразу двумя спектаклями. На камерной сцене пьесу Николая Коляды о красоте, совести и чести "Венский стул" представил Томский областной театр драмы. А на основной площадке в это же время студенты студии питерского театра имени Ленсовета играли вампиловского "Старшего сына". Два года назад артисты сами включили это произведение в свой репертуар. "Им это оказалось очень близко и интересно, хотя представление об эпохе у них довольно приблизительное, только со слов родителей. Все же коллизия и интонация пьесы их очень задевала", - говорит Владислав Пази, художественный руководитель Санкт-Петербургского академического театра им.Ленсовета.

Костюмы и декорации студенты тоже подбирали сами. Для этого не один раз обошли питерские свалки. Именно там нашли около сотни старых деревянных дверей, на фоне которых происходит действие спектакля. По словам начинающих актеров, творчество сибирского драматурга у них в особом почете.

Однако современная драматургия в России сейчас переживает не лучшие времена. Об этом говорили несколькими часами раньше в пресс-клубе фестиваля. Зачастую театрам просто невыгодно ставить пьесы современных авторов. Другое дело классика: Толстой, Чехов, Достоевский. Их произведения всегда на слуху, имеют многотомные рецензии и отзывы именитых критиков и театроведов.

С новыми рукописями дело обстоит по-другому. Много трудностей ожидает молодого драматурга на пути к обнародованию своего шедевра. "Сложность в том, что он неизвестен, что его имя не является рекламной заманухой, что он может написать вещь очень злободневную, но театр, в который он ее принесет, может этого не увидеть", - считает Валерий Бегунов, обозреватель журнала "Современная драматургия", г.Москва.

Таким образом, взявшись за постановку какой-либо современной пьесы, режиссер рискует не оправдать зрительских ожиданий. Правда, таких опасений участники вампиловского фестиваля не испытывают. Постановки, которые они привезли в Иркутск, уже прошли проверку на местных сценах.