С БАЙКАЛОМ ВСЕ В ПОРЯДКЕ?

00:00, 13 августа 2003 г.

Так заявил руководитель Восточно-Сибирского института геологии, геофизики и минерального сырья Эдуард Кравчук. И не правы те, кто трубит о том, что озеро ждет неизбежная гибель. "Вот эти все сообщения, они строятся на непроверенных материалах, на случайных данных, неизвестно откуда полученных, судить об экологическом состоянии этого объекта можно только на базе мониторинга", - сказал Эдуард Кравчук, директор ФГУП "ВостСибНИИГГиМС".

В необходимости мониторинга, а, проще говоря, научных исследований никто не сомневается. Без достоверной информации сложно принять какое-либо решение. В том числе и о необходимости защиты конкретной территории. Сегодня было сказано: все последние годы загрязнение на Байкале остается "стабильным". Загрязненными остаются прежние районы. Наиболее загрязнена южная часть Байкала. Кроме того, опасными считаются территории в дельте Селенги, на Севере Байкала, в зоне, примыкающей к БАМу, а также у истока Ангары. По словам главы гидромета Леонида Проховника, главное - построить современную систему мониторинга. Пока же на Байкале систематических научных наблюдений не ведется. Так считает и Елена Грошева, директор института экологической токсикологии. Исследования она называет фрагментарными. "В этом году Министерство Природных ресурсов выделило 2, 8 млн рублей конкретно на это. Из них 2 с лишним миллиона потрачено на космическое зондирование и на оценку гидрохимических параметров, институтом геологического профиля. Это, безусловно, нужное дело, но никакого отношения к экологическому мониторингу уникальной экосистемы озера, участка Всемирного наследия, это не имеет", - сказала Елена Грошева.

По мнению ученых, наибольший вред Байкалу приносят нефтепродукты. Летом это плавсредства, зимой - машины. Между тем на вопрос, как специалисты по мониторингу относятся к возможному строительству нефтепровода в районе озера, конкретного ответа не было. Руководитель института сказал, что не берет на себя смелость говорить, что этого делать нельзя. "Поскольку трубопровод будет приносить дивиденды тому, кто будет его эксплуатировать, можно потребовать с этого владельца, чтобы трасса была оборудована так, чтобы исключить или хотя бы минимизировать вред, который будет нанесен окружающей среде", - говорит Эдуард Кравчук.

Зачем минимизировать вред, если его можно вообще не приносить - об этом тоже сказано не было. Между тем, в Управление Президента от жителей Иркутской области поступило около пятисот открыток. В них опасения за будущее озера Байкал. Несмотря ни на какие успокаивающие данные ученых.