В начале ХХ века на строительство Кругобайкальской железной дороги было затрачено свыше пятидесяти миллионов царских рублей. Сегодня это один из самых популярных туристических маршрутов в Сибири.
Пара хвостов копченого омуля, питьевая вода "Байкал" - первое, о чем узнает турист, оказавшийся на берегах глубочайшего озера планеты. И тут же самый большой российский памятник под открытым небом - Кругобайкальская железная дорога.
Строительство уникального инженерного сооружения вели выдающиеся специалисты из Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Югославии и Албании и, конечно, России. Галереи и мосты выполнены в итальянском стиле, полукилометровые тоннели сделаны под средневековье. Не зря Кругобайкальскую дорогу называют золотой пряжкой на ленте Транссиба. Она обошлась дорого. Ведь здесь буквально горы сворачивали. К тому же это единственный путь, который пролегает по самым красивым местам побережья. "2600 инженерно-технических сооружений: 39 тоннелей, 16 галерей, множество мостов, виадуков, водоотводов и подпорных стенок. На эту дорогу два раза в месяц приезжает уникальный поезд "Ориент-экспресс", который привозит пассажиров со всей Западной Европы, чтобы они могли полюбоваться этим замечательным творением века", - рассказал Виктор Иванов, историк.
На стокилометровом отрезке пути сохранились здания старых вокзалов, паровозы времен гражданской войны и остовы баркасов царской рыболовецкой флотилии, добывавшей омуль к столу императора. Книгоиздатель Питер Рукгельсхаус впервые узнал о Байкале в школе. Не однажды печатал альбомы с фотографиями озера, потому ему очень важно было увидеть это место собственными глазами. "Я понял все величие и красоту озера, когда проехал по этой старой дороге, тоннели которой почернели от паровозного дыма, а рельсы настолько отполированы миллионами железных колес, что слепят глаза", - говорит Питер Рукгельсхаус.
В 1990 году проект этого участка Транссиба получил Гран-при на всемирной выставке в Париже. Смелость технических решений на труднодоступном побережье и планы виртуозных инженерных сооружений вызвали удивление. Кругобайкальская железная дорога, некогда соединявшая Забайкалье и Восточную Сибирь, использовалась до 1954 года. Потом ее закрыли за ненадобностью. И вот туристические поезда вновь идут по старым рельсам.