Иркутский ученый Саул Черняк опровергает своими изобретениями устоявшиеся догмы. Таких работ на его счету немало. Только в прошлом году получено три государственных патента на изобретения в области металлургии. Сегодня исследователь, несмотря на преклонный возраст, продолжает работать над новыми проектами и воспитывает будущих инженеров путей сообщения.
Впервые о Сауле Черняке как об ученом заговорили в конце 60-х. Тогда вместе с коллегами из исследовательской лаборатории завода имени Куйбышева ему удалось создать сверхпрочный сплав. Иркутский образец превзошел по качеству знаменитую английскую сталь. По словам ученого, темы будущих работ он находил в цехах завода. Увидев однажды большую кучу бракованного металла, он занялся улучшением структурного состава стали. По признанию изобретателя, большинство исследований настолько шли вразрез с устоявшимися правилами, что Черняку приходилось проводить их без разрешения руководства. Тогда главными соратниками в поисках нового становились простые рабочие, сталевары.
Иногда изобретения становятся плодом обычного вопроса: что будет, если соединить, кажется, несоединимое? Однажды геологи принесли Черняку минерал, который обнаружили в одной из экспедиций. Добавление найденного камня в металл при переплавке позволило получить неожиданные результаты. Железнодорожный рельс, изготовленный по новой технологии, оказался более прочным и устойчивым даже при очень низких температурах. Сейчас такими рельсами выложен железнодорожный перегон Иркутск-Слюдянка. Он считается самым сложным в России. Сегодня ученый работает над новыми проектами, которые планирует опробовать на Восточно-Сибирской железной дороге.