В ФИЛИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА ЛАКОВЫХ МИНИАТЮР

00:00, 11 июня 2003 г.

В экспозиции авторские работы: федоскинские и палехские шкатулки, жостовские подносы. За двухвековую историю существования русской лаковой миниатюры технология ее создания не изменилась.

Экспонаты прибыли в Иркутск из столичного музейного фонда "Росизо". Их собирали на протяжении десятилетий. Федоскинские лаковые миниатюры знамениты во всем мире. Перламутровые переливы и традиционные народные мотивы росписи делают эти шкатулки и ларцы неповторимыми. Техника их из изготовления сложна и трудоемка. Картонные заготовки грунтуют, покрывают краской, лаком и обрабатывают термически. Секреты создания лакированных коробочек федоскинцы передали палешанам. Именно так называют себя мастера, проживающие в поселке Палех Ивановской области. До революции они занимались исключительно иконописью, однако курс на атеизм, взятый после 17-го года, внес в их творчество коррективы. "Многие мастера-иконописцы и те, которые расписывали фрески и занимались резьбой по дереву, остались не у дел. Они попытались применить свой талант в лаковой миниатюре", - говорит Елена Пашко, сотрудник Иркутского областного художественного музея.

Работы палешан отличаются от федоскинских более яркими оттенками, а также мотивами росписи. В этих изделиях преобладает любовно-лирическая тематика: свидания, встречи, песни и пляски.

Наряду с лаковыми миниатюрами, в экспозиции представлены жостовские подносы. Как правило, их роспись делается без предварительных эскизов. Все мазки и линии наносятся произвольно. Самое сложное - так называемая привязка, то есть плавный переход от рисунка к фону подноса.

По оценкам искусствоведов, русское декоративно-прикладное творчество

сегодня сходит на нет. Поэтому представленные работы можно назвать раритетными.