Сегодня на строительстве нового моста через Ангару знаменательный день. Забетонирована опора, которую мостовики окрестили "птичкой". Скоро она начнет расправлять "крылья" к правому и левому берегам. Это пролеты, которые будут бетонировать монолитным способом. Он не применялся в России с 1964 года. А по размаху монолитных "крыльев" мост в Иркутске станет рекордсменом страны.
Сегодня для мостостроителей обычный рабочий день. И вместе с тем здесь живут предчувствием нового этапа строительства. Опора, в которую заливают бетон, - базовая. Здесь говорят: скоро "птичка" начнет расправлять крылья над водой. Раньше эти работы напоминали сборку трансформеров. Одна деталь крепилась к другой. В Иркутске применят монолитный способ. То есть пролеты будут расти, как сосульки. Только направленные горизонтально. Длина такой "сосульки" 50 с лишним метров. Точно такая же пойдет навстречу. Каждая весом четыре тысячи тонн. Они потянутся друг к другу, чтобы побить рекорд страны, установленный 40 лет назад. "Тогда была длина пролетного строения 85 метров, сейчас - 105", - поясняет Юрий Шеин, директор дирекции строительства моста через Ангару.
И еще одно ноу-хау. Так называемая система автономного терморегулирования. Объемы заливаемого бетона огромные. Сегодня, например, в конструкцию ляжет 90 кубометров. Нужно, чтобы бетон был максимально прочным. А для этого необходимы определенные условия. Прежде всего, равномерная температура. Умная электронная машина определяет и сама решает, где нужно добавить, а где снизить искусственный подогрев. Аналогов этому терморегулятору нет. Авторы проекта "Бетоника" - москвичи. В Иркутске впервые испытывают свое изобретение. С его помощью надеются вдвое увеличить срок эксплуатации моста до капремонта.
Освоение новых технологий несколько снизило темпы работ. Строители отстают от графика на полтора месяца. Но обещают, что, как только "набьют руку", наверстают упущенное. Руководство обещает, что погасит долги по зарплате рабочим. На днях выплатили лишь за март. Говорят, что задержали по объективным причинам: закупали импортную дорогостоящую технику. Строители, конечно, ворчат. Но на перекурах обсуждают другое. "Также мосты строим разговорами. Интересно нам все это", - говорит Анатолий Рогак, машинист крана.
В Иркутске ждут этот мост. Со следующего года город подключится к финансированию строительства. Деньги пойдут на сооружение транспортных развязок.