НАЧАЛСЯ ВТОРОЙ ЭТАП ИСПЫТАНИЙ "АВТОЖИРА"

00:00, 26 мая 2003 г.

Ко второму этапу испытаний летательного аппарата автожир приступили иркутские авиастроители. Эта машина создана на заводе в Иркутске-II. До сегодняшнего дня журналистам демонстрировали автожир лишь на земле. Съемочная группа программы "Новости" первой увидела летные испытания новой машины.

Рядом с огромными ангарами эта машина смотрится совсем крошечной. Но авиастроители гордятся ей не меньше, чем другими самолетами. Впрочем, автожир не самолет и не вертолет, что-то среднее. К очередному этапу испытаний летательный аппарат тщательно готовят. Заправляют авиационным бензином. Как говорят летчики, голубое топливо для неба, а не для земли. Впрочем, автожир может работать и на обычном бензине. На авиазаводе аппарат нередко сравнивают с автомобилями за простоту в эксплуатации и управлении. Создатели автожира говорят, что управлять им легко. Стать летчиком можно за 10-15 часов. Впрочем, пока поднимать автожир в воздух разрешено лишь одному человеку - летчику-испытателю Владимиру Барсуку.

Житель Новосибирска Владимир Барсук летает с 12 лет, с начала обучения в кружке малой авиации. Теперь он ведущий летчик-испытатель, один из руководителей Сибирского научно-исследовательского института авиации. За два дня Владимир совершил десятки взлетов и посадок новой машины.

Инженеры авиазавода проверяли работу всех систем. Конструкторы даже наблюдали за работой летательного аппарата с вертолета, который сопровождал автожир параллельным курсом. Кроме того, на самом автожире были установлены видеокамеры. Одна снимала приборную доску и действия пилота в машине, вторая фиксировала работу хвостового оперения. Все съемки инженеры старательно просматривают, фиксируют данные аппаратуры. От этих испытаний и зависит то, каким будет автожир. "Мы сейчас запустили новую партию из пяти автожиров, завершаем программу испытаний, и дальше все зависит от емкости рынка. Это может быть 100-150-200 машин. Это реально. Сейчас задача - завершить программу испытаний", - говорит Александр Вепрев, технический директор корпорации "Иркут".

Второй этап испытаний будет завершен к концу года. А после каждого такого полета летчика обступают работники техслужбы, инженеры и конструкторы. Обсуждают как прошел полет. Недавно на автожир установили новые лопасти с вертолета "Ансад", более тяжелые и наиболее эффективные для такого летательного аппарата. "Новые лопасти лучше стали. Стал более инертный винт, более устойчивая работа. И летать стало более надежно", - сказал Владимир Барсук, летчик-испытатель.

В целом, испытания прошли успешно. Летательный аппарат, соединивший в себе достоинства самолета и вертолета, показал высокую маневренность и безопасность. Между тем, сам по себе автожир не новинка. Эти машины использовались еще в начале прошлого века. "Все в мире развивается по спирали", - говорят авиастроители. Сейчас конструкторы рассматривают возможность показа "Автожира" в действии на Московском авиационном космическом салоне "МАКС-2003", который пройдет в августе.